Нальчик

«Самая сложная работа в моей жизни»

О своей комсомольской работе нашей газете рассказывает бывший секретарь комитета ВЛКСМ нальчикского завода «СКЭП», а ныне начальник Инспекции ФНС России по г.Нальчику Залим Налоев:

– В комсомол принимали лучших из числа несоюзной молодёжи. Плохие отметки в учёбе (подавляющее число вступающих в ряды ВЛКСМ были школьниками), неправильное поведение, даже неудачное слово в разговоре могло стать причиной отказа в приёме в комсомол. Вступить в главную (и единственную) молодёжную организацию СССР стремились практически все.
В комсомол я вступил в седьмом классе. Меня и моих товарищей пригласили на собеседование в Октябрьский райком комсомола, который в то время находился на углу Кабардинской и Захарова (ныне здесь – средняя школа №6). Приёмная комиссия рассматривала заявления, беседуя с каждым индивидуально, и задавала вопросы относительно наших планов и причин, по которым мы хотим вступить в ВЛКСМ.
Помню, как один из парней ответил: «Хочу активно участвовать в жизни общества. Приносить пользу, помогать людям, расти…» Последнее слово «расти» вызвало шок у приёмной комиссии: «Вы слышали что он сказал: «Расти!»? Да он карьерист! Таких нельзя принимать в комсомол!»
Его так и не приняли ни в комсомол, ни в партию.
За недостойное поведения комсомольца товарищи по организации могли исключить из своих рядов, а работодатель (говоря современным языком) уволить с работы. На нашем заводе такие случаи бывали, но то были крайние меры. Как правило, этому предшествовала долгая воспитательная работа. Кстати, последнему в комсомоле уделяли большое внимание. В этом деле помогал спорт. Истинный комсомолец просто обязан был заниматься спортом.
Мы все сдавали нормы ГТО. Комплекс «Готов к труду и обороне» был основой физического воспитания советского народа и нацелен на развитие массового спорта и оздоровление населения. Тогда молодые люди были очень спортивными. У нас на заводе каждый год проводились спартакиады почти по всем видам спорта.
ВЛКСМ занимался всем и был везде. Комсомольский актив был в каждой школе, среднем специальном и высшем учебном заведении. Это были молодые люди, к мнению которых прислушивались преподаватели. Члены народной дружины (там было много членов ВЛКСМ) и комсомольского оперативного отряда дружинников проводили рейды по городу. Работали в контакте с милицией. Если где-то выявляли нарушения, быстро наводили порядок. Об итогах рейдов, как правило, писали в газетах. Публикация в прессе была достаточно эффективным наказанием для нарушителей общественного порядка.
Каждый год наша комсомольская организация получала от Бюро по международному молодёжному туризму при ЦК ВЛКСМ несколько путёвок. Мы давали их самым достойным: тем, кто работал без производственного брака, выполнял норму выработки, активно участвовал в комсомольских мероприятиях. Для секретарей комитетов ВЛКСМ (на правах райкома по вопросам приёма и исключения из рядов комсомола) иногда предоставлялась возможность поехать руководителем тургруппы.
При этом он ехал не по платной путёвке, а бесплатно, как в командировку, получая обычные суточные, как все прикомандированные в ту пору. Но не стоит забывать, что руководитель туристической группы в те времена отвечал за поведение членов своей группы за границей. Если кто-то попадёт «за бугром» (даже в соцстранах) в полицию или будет вести политически неправильные разговоры, не говоря уже об аморальном поведении, то это ставило крест на карьере (комсомольской, партийной, научной и пр.) руководителя туристической группы.
Правда, такие «подводные камни» не убавляли число комсомольских лидеров предприятий, вузов, желающих бесплатно побывать за рубежом, да еще в качестве руководителя. Я ни разу не ездил за границу по такой схеме, хотя мне, конечно же, очень хотелось. Я понимал, что, воспользовавшись такой «льготой», потеряю уважение своих комсомольцев. Поскольку желающих поехать по турпутёвке было в избытке, комитет комсомола завода устраивал лотерею среди рядовых членов ВКЛКСМ из числа работников завода.
Вообще, работа в комсомоле для меня была самой сложной в жизни. Я, бывало, уходил домой в три часа ночи. Помимо прямых своих должностных обязанностей, я, как секретарь комитета ВЛКСМ завода, должен был организовывать досуг всей молодёжи предприятия: готовить и проводить конкурсы, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми, ветеранами войны, устраивать лекции, концерты самодеятельности и многое другое.
Но, несмотря на все сложности и достаточно строгие требования, которые предъявлял к своим членам комсомол, это было лучшее время в нашей жизни. С этим многие согласятся. Многие и сейчас хотят его возродить.

Беседовала Таира Мамедова