Нальчик

Борис Паштов: «Во многих начинаниях мы были первыми»

Комсомол выступал первопроходцем не только по части коммунистического воспитания советской молодёжи (народные дружины, стройотряды, ударные стройки, фестивали молодёжи, шефство над авиацией и флотом, включение в состав молодёжных бригад трудновоспитуемых подросток и т.д.), но и в вопросах (кто бы мог подумать) рыночной экономики. Ещё до начала кооперативов времён «перестройки» в Советском Союзе начали создаваться Дома молодёжи, работавшие на принципах хозрасчёта.

С первым (и единственным) директором Дома молодёжи Кабардино-Балкарского обкома ВЛКСМ, в последующие периоды работавшим председателем Госкомитета КБР по делам молодежи и общественных объединений, министром по делам молодежи и работе с общественными объединениями КБР, председателем Госкомитета КБР по делам общественных и религиозных организаций, депутатом II, III и нынешнего V созыва Парламента КБР, первым секретарём (с 2012 года) Комитета Кабардино-Балкарского республиканского отделения КПРФ Борисом Паштовым побеседовал наш корреспондент:
– Борис Султанович, как появилась идея Дома молодёжи?
– Идея, можно сказать, витала в воздухе. Вся страна ждала перемен, у молодёжи был большой запрос на организацию досуга, в частности, на разные концерты, праздники, выступления рок-групп, тогда они назвались ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). А уже после начала горбачевской перестройки в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) был открыт первый Дворец молодёжи. Это случилось в начале 1985 года. А 1 апреля того же года открылись мы и провели свой рок-фестиваль «Во весь голос» и вечер памяти К. Кулиева.
Мы, Дом молодёжи Кабардино-Балкарского обкома комсомола, стали тринадцатыми в стране, т.е. до нас во всём Советском Союзе было открыто лишь 12 Домов молодёжи.
– И чем вы занимались вначале?
– В те годы был большой зрительский интерес к рок-концертам, которые проходили, как правило, на стадионах. Потому что не было тогда, нет и сейчас, концертных залов на 30-40 тысяч человек. В актив нашего Дома молодёжи можно записать концерты ВИА «Паук», «Коррозия металла», были запланированы гастроли Шевчука, «Наутилуса-Помпилиуса». После концертов рок-музыкантов мы всегда проводили с ними встречи в форме политдискуссий, на которых обсуждали то, о чём они поют, как поют…
– Гастроли известных исполнителей (тогда, я помню, в Нальчик приезжали знаменитый британский рок-музыкант Ян Гиллан, отечественный «Ласковый май» и другие суперпопулярные группы) – это всегда большие деньги. Так, может, именно с Домов молодежи наша коммунистическая страна начала свой путь обратно в капитализм?
– Большие деньги? У меня, директора Дома молодёжи (бывшего инструктора обкома комсомола), зарплата составляла 170 рублей в месяц, плюс 40 рублей премиальных (по официальным данным Пенсионного фонда РФ, в 1985 году средняя зарплата в СССР составляла 199,2 рубля – прим. ред.).
– Но всё-таки сборы от выступлений звёзд эстрады – это десятки, если не сотни тысяч рублей за концерт. Даже за вычетом расходов на гонорары артистов, аренду залов и стадионов, перевозку многих тонн светозвуковой аппаратуры остаётся достаточно много денег.
– Да, признаюсь, мы первыми в стране ввели хозрасчётные отношение в Домах молодёжи. Мы первыми (опять-таки через Дом молодёжи) начали оказывать платные услуги по оформительским и монтажным работам, открыли первое рекламное агентство (до сих пор успешно работает), установили первые десять щитов наружной рекламы в Нальчике, открыли и ныне действующее риэлторское агентство, первый видеосалон…
– Это те салоны, где чуть ли не круглые сутки «хорошие» парни избивали, калечили и убивали «плохих» парней, как это происходило в фильмах Голливуда тех лет, да и нынешних тоже? Не из завсегдатаев тех видеосалонов вышли герои криминальных разборок «лихих» 90-х?
– Между прочим, после просмотра очередного боевика в нашем салоне проводись обсуждения фильма, во время которых внимание зрителей, особенно молодых, обращали на такие сюжетные особенности фильмов, что в американском кино (тех лет) преступниками почти всегда являются представители «цветных», а хорошими – представители европеоидной расы. Особый упор мы в обсуждениях делали на необоснованную жестокость персонажей фильмов. Это уже не говоря о патологической склонности к избиванию друг друга в мультфильмах, например, в «печально» знаменитом сериале «Том и Джерри».
Но возвращаюсь к теме больших доходов от организации гастролей знаменитостей. Заработанное нашим Домом молодёжи, в основном, уходило на содержание двух непрофессиональных театров «Коврик» и «Баттерфляй» и 26 (!) вокально-инструментальных ансамблей по всей республике. Мы оплачивали им приобретение аппаратуры, аренду помещений, помогали с организацией гастролей.
Благодаря нашей поддержке «Коврик» был признан лучшим непрофессиональным театром в РСФСР. А Володя Теуважуков начал работать с уже тогда бывшими знаменитостями Полуниным и Куклачёвым и успел засветиться на первом канале Центрального телевидения СССР.
Требовала затрат и организация различных фестивалей, в частности, Первого международного адыгского и карачаево-балкарского фестивалей в Нальчике.
– Как вам удавалось организовать гастроли знаменитостей, тем более иностранных артистов? Тогда ведь всё, что касалось иностранцев, чётко регламентировалось, да и спецслужбы проявляли бдительность.
– Гастроли организовывали мы через «Рос-концерт» (структурное подразделение Государственного концертно-гастрольного бюро СССР «Союзконцерт» – прим. ред.). А с иностранными артистами иногда случались казусы. Например, участники очень популярной в Советском Союзе группы «АББА» в одном из своих выступлений заявили, что не поедут с концертами в СССР, пока не будут выведены из Афганистана советские войска. Из большой советской прессы на этот выпад поп-звёзд «огрызнулась» лишь газета «Комсомольская правда», которая прошлась по музыкальному (а в остальном – пустому) фильму «АББА», демонстрировавшемуся в тот момент в кинопрокате нашей стране и представлявшем собой простенький видеоотчёт о гастролях группы по Австралии четырьмя годами ранее.
Поэтому у нас в СССР (теперь в России) всегда можно ожидать какой-либо пакости от западных «звёзд». Примером тому «политические» заявления небезызвестной Мадонны во время выступления в Санкт-Петербурге несколько лет назад.
Так вот, некоторые волнения мне доставил приезд в Нальчик суперпопулярной в те годы американской певицы, рок-музыкантши, автора песен Сьюзи Кватро. Кто-то из идеологических работников во властных структурах республики поднял вопрос о целесообразности, а может, потенциальной опасности проведения таких массовых мероприятий, пусть и концертов. Напомню, это была вторая половина 1989 года. В стране то тут, то там начинали вспыхивать беспорядки. Несколькими месяцами ранее в Тбилиси уже произошёл силовой разгон несанкционированного митинга, приведшего к жертвам.
Тогдашний партийный глава Кабардино-Балкарии поручил второму секретарю обкома КПСС В.М. Кокову разобраться. Валерий Мухамедович пригласил на рабочее совещание всех лиц, причастных к организации гастролей. Он выслушал инициаторов отмены концерта и спрашивает: «В чём суть проблемы? Кто владеет полной информацией?» Указывают на меня (я сидел сзади всех): пусть объяснит директор Дома молодёжи Паштов, он – организатор.
Я встаю, говорю, что звукоусиливающую и светотехническую аппаратуру привезли, монтируют, билеты проданы, народ ждёт, что всё будет нормально. Концерт отменять нельзя.
– Кто будет отвечать, если что-то случится? – спрашивает Валерий Мухамедович?
– Я буду отвечать! – говорю уверенно.
– Садись! Ты уже ответил, – сказал мне Валерий Мухамедович, махнув рукой.
И он стал раздавать поручения представителям республиканского МВД, гор-исполкома Нальчика, чтобы они предприняли все меры для обеспечения полного порядка на концерте.
Выступление Сьюзи Кватро прошло на одном дыхании. Правда, хорошо поработала на предварительном «разогреве» публики её же группа «Школьники», которую мы успели прокатить в Приэльбрусье и другие достопримечательности республики, от которых гости были в восторге и утверждали, что нигде они не встречали таких улыбчивых людей, да ещё с открытой душой.
– Получается, что львиная доля работы вашего Дома молодежи – это концерты, гастроли?
– Не только. Например, вместе с Союзом молодых художников «Вопрос» в пику «академикам» – официальному Союзу художников КБАССР мы организовали выставку-продажу на аллее от Национального театра (ныне – Кабардинский театр) до памятника Калмыкову. Здесь можно было посмотреть работы начинающих и уже опытных художников, купить понравившуюся работу или заказать свой портрет и получить его минут за 15-20.
– Почти как на Старом Арбате в Москве тех лет.
– Почему бы и нет. Во второй половине 1980-х мы ненамного отставали от новых веяний в столице, иногда даже кое в чём опережали мегаполисы, о чём я уже упоминал.
Так, мы первыми в республике обзавелись внешнеэкономическими связями (поставка продукции предприятий КБАССР за рубеж – не в счёт, поскольку это происходило по линии внешнеторговых связей государства). Мы же выступали полноправными субъектами международной экономической деятельности. К слову, вопреки тому, что тогда почти все наши коллеги занялись экспортом металлолома, мы продавали старые изношенные станки, которые ремонтировались и даже реставрировались нашими покупателями для последующей продажи.
Кроме того, небольшая часть наших доходов шла на реализацию социальной программы – приобретение жилья для сотрудников Дома молодёжи. И это было справедливо, ведь ребята работали чуть ли не круглые сутки и честно заслужили свои «квадратные метры».
Если бы экономика СССР входила в рыночные отношения так, как это было в нашем Доме молодежи, нам бы сейчас завидовали даже китайцы.
Беседовал Султан Умаров