Нальчик

Александр Жигатов: «Нас учили делать своё дело по совести»

Редакция газеты «Нальчик» продолжает тему юбилея комсомола. Наш сегодняшний собеседник – бывший первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВЛКСМ, а ныне председатель Совета ветеранов комсомола Кабардино-Балкарии Александр Азаматович Жигатов.

– Александр Азаматович, республика в эти дни широко отмечала 100-летие ВЛКСМ. Юбилей праздновали и стар, и млад. На днях, например, в Ореховой роще Нальчика у памятника комсомольцам, отдавшим жизнь за Родину, десятки школьников хором пели: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!» Зачем сегодняшнему поколению рассказывать об уже несуществующей молодёжной организации? Насколько это важно?
– Из поколения в поколение должны передаваться хорошие традиции, а комсомол – это хорошая традиция. Сегодня не только молодёжь, но и среднее поколение не знает историю этой уникальной организации, рождённой в октябре 1918 года. За все годы существования через ВЛКСМ прошло более 200 миллионов юношей и девушек бывшего Советского Союза. Многие из них и сегодня работают на поприще политики, производства. Нынешним юношам и девушкам должна быть интересна история коммунистического союза молодёжи, поскольку это была самая массовая организация, уступавшая по численности только советским профсоюзам, которая охватывала все стороны деятельности нашего государства. Где только ни работали комсомольцы? Они и в космос летали, и в Великой Отечественной войне участвовали, и целинные и залежные земли поднимали, и Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль строили.
Если говорить о роли комсомола и молодёжи в Великой Отечественной войне, то вспомним слова Маршала Советского Союза Г.К. Жукова: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву войне». Комсомольцы в те суровые годы для победы над лютым врагом не жалели своих жизней, не говоря уже о значимых для человека жертвах, как голод, холод, бытовые трудности и т.д. В разные годы истории организации члены ВЛКСМ, помимо уже перечисленного выше, создавали колхозы, ликвидировали неграмотность в стране, строили Днепрогэс и Магнитку, учились водить трактора и пилотировать самолёты, восстанавливали разрушенную войной страну, конструировали большие ЭВМ, разрабатывали лекарства от тяжёлых болезней, устраивали международные фестивали молодёжи и студентов и делали ещё много чего для процветания всей планеты. Только последнее поколение комсомольцев оказалось слабым звеном, правда, и здесь не обошлось без влияния серьёзных ошибок, допущенных «старшими товарищами» – коммунистами.
Между тем образом жизни, которой мы жили, и новой, которой сейчас живут, образовалась пропасть. Сегодня нет идеологии, а без высоких идеалов и преданности и любви к своей Родине не бывает патриотизма. Люди должны верить в мощь своей страны, знать, по какому социально-политическому пути они идут, какое социальное общество хотят построить.
Молодёжи важна вера в правильность своего выбора, торжество идеалов добра и справедливости в том значении, как они это понимают. Россия – богатая страна, для её успешного развития есть все возможности, но нынешнее молодое поколение утратило (точнее, ей не привили) понимание важности труда. Трудиться должны все, учиться должны все. Человек, который не учится и не трудится, не способен принести пользы ни своей стране, ни остальному человечеству.
Ленинский лозунг «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» всё ещё остаётся актуальным. Сейчас нет чёткой границы в сознании молодых людей, что такое хорошо, а что такое плохо. К тому же некоторая часть молодёжи словосочетание «дружба народов» начала употреблять с оттенком издёвки, между тем наша страна остаётся многонациональным государством. Не надо выпячивать свою национальность, как своё главное достоинство, надо уважительно относиться к истории, традициям и обычаям каждой национальности. Братство, дружба, взаимопомощь – это простые истины, о которых важно напомнить ещё раз.
– Как начиналась ваша комсомольская «биография»?
– В комсомол я вступил в 1954 году четырнадцатилетним мальчиком. Через год меня избрали членом комитета комсомола школы, а затем секретарем комсомольской организации, через два года – бригадиром ученической производственной бригады. В те годы при школах были участки, где выращивали разные сельскохозяйственные культуры, у нас выращивали даже цыплят. Опять повторюсь, в тот период труд был обязателен для всех, включая подростков. Потому что производительный труд (не труд ради труда, а труд ради достижения реальных результатов) воспитывает человека, укрепляет физически, закаляет волю, вырабатывает характер.
Первое необходимое условие для становления нормального человека – это труд. Затем у человека должна быть гражданская позиция, которая показывает, насколько он уважительно относится к истории не только своей семьи, но и своей страны, республики, города, района, села. А сейчас многие представители нашей республики плохо знают даже историю КБР. И школьные учителя нынче тоже совершенно другого склада мышления. В 50-е, 60-е школьные педагоги не только преподавали учебные предметы, но и учили равняться на высокие идеалы в жизни, учили брать пример с героев войны и труда и даже с обычных тружеников, которые честно выполняют свой долг на доверенном участке работы. Учителя послевоенной поры – это были совершенно другие люди по взглядам на то, что считать успехом в жизни.
– В чём они были другими?
– Они не считали, что если они дали урок ученикам, то этого достаточно. Они каждого своего ученика знали хорошо. Лучших учащихся закрепляли за отстающими учениками, чтобы они несли ответственность за успеваемость своего товарища. Это не говоря о том, что учителя занимались с отстающими учениками дополнительно, причём бесплатно. Более того, при невозможности вести такие занятия в школе педагоги свое безвозмездное «репетиторство» устраивали на дому у двоечника.
Если кто-то из мальчишек в классе слишком баловался, то за свои «шалости» отвечал не только он сам, но и его товарищи (за то, что не остановили). Ответственность возлагалась и на педагогов, т.е. за нарушителя и хулигана отвечали все. Практиковалась своеобразная коллективная ответственность. И это работало. Допустимые границы поведения мало кто переходил. Сейчас даже и с институтом семьи, к сожалению, всё не так. В настоящее время семьи, в основном, малодетные, неполные (без отца или матери), в которых дети часто эгоистами вырастают. Раньше же были большие семьи – брат брата воспитывал. В нашей семье было девять детей, и мы друг друга воспитывали.
Можно долго рассуждать на эту тему, но, возвращаясь непосредственно к комсомолу, скажу: самое главное – наш союз молодёжи воспитывал товарищество, дисциплину, дружбу между людьми. Это была выстроенная структура: октябрята – пионеры – комсомольцы – коммунисты. Человек не выпадал из этой системы до выхода из комсомольского возраста (28 лет). К этому сроку у обычного человека имеются устоявшиеся прочные взгляды на жизнь и на своё будущее.
Сейчас многое из опыта прошлого возвращается, и это хорошо. Сегодня в республике действует 42 молодежных и детских общественных объединения, в числе которых: движение юных патриотов, юнармейское движение, Всероссийское общественное движение “Волонтеры победы”, российские студенческие отряды и десятки других объединений детей и молодежи.
И таких примеров появления “новых”, а на деле “хорошо забытых старых” общественных явлений в современной российской действительности немало.
Главное использовать опыт, накопленный комсомолом для расширения и обогащения возрождающихся сегодня в России общественных движений, способствующих патриотическому, трудовому и нравственному воспитанию молодежи.
Работа в комсомоле научила меня понимать людей, слушать и слышать конкретного человека. Наверное, все смотрели фильм «Доживём до понедельника». Там хорошо сформулировано определение счастья: «Счастье – это когда тебя понимают». Так вот нас учили понимать людей и делать своё дело по совести.
Подготовка к вступлению в ряды комсомола не была простой формальностью. Мы изучали устав организации, свои права и обязанности. Да, было немало ошибок, но добрых дел было сделано столько, что позитивный вклад комсомола в успехи нашей страны намного превышает недостатки самой молодёжной организации.
– Что бы пожелали товарищам по комсомолу?
– Не забывать свою комсомольскую биографию и держать связь с нынешними молодёжными организациями. Делать всё, чтобы наша республика, Россия крепла и процветала.
Беседовала Марьяна Кочесокова