Нальчик

Праздник с историческим и современным характером

В нашей стране народов много,
Мы все – один большой народ!
У нас у всех – одна дорога,
И к дружбе нас она ведёт!
Мы заодно, и мы едины,
Мы прославляем мир и лад,
Мы – вместе, мы – непобедимы,
И нет для нас пути назад!

4 ноября – День народного единства России. Этот праздник установлен в память о событиях 1612 года, когда Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.
События, о которых вспоминают в этот день, произошли более четырёх веков. Но самому празднику чуть больше десяти лет.
В декабре 2004 года Президент России Владимир Путин подписал закон, объявивший 4 ноября Днём народного единства. Впервые этот новый всенародный праздник был отмечен в 2005 году.
Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия – наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве, все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей».
Чтобы понять мотивы государственной власти по учреждению Дня народного единства России, нужно обратиться к истории. Что же произошло на Руси в начале семнадцатого века?
Вереница трагических обстоятельств произошла в России на рубеже XVI-XVII веков – эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Причиной Смуты, как считают историки, стало прекращение династии Рюриковичей.
Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением. Русский народ встал на защиту Родины по призыву Святейшего патриарха Гермогена, который погиб от рук поляков за свою верность православию.
С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царём на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта. Боярское правительство было уверено, что таким образом сумеет сохранить свою независимость, но поляки изначально не собирались выполнять этот договор.
Реальной властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей. Особо больно было переносить издевательства над русскими обычаями.
В то же время на северо-западе страны объявился новый враг – шведы, которые захватили исконно русский древний Новгород.
К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожжённой и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников). Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем».
Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Первое ополчение (его возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов) распалось из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу.
Затем в сентябре 1611 года земский староста Кузьма Минин в Нижнем Новгороде призвал людей собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Для организации ополчения население города было обложено особым сбором.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён один из лучших военачальников того времени, известный своей храбростью и честностью князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин. Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нём, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.
Той же осенью 1611 года в Нижнем Новгороде начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили нижегородские посадские и служилые люди. Нижегородское войско быстро превратилось в общерусское.
Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.
Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырёх месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значительно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожарского выступила на Москву.
24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, который шёл на помощь польскому гарнизону, занимавшему Кремль.
В октябре 1612 года, не выдержав голода, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.
Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.
В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник работы скульптора И. П. Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
День народного единства России – очень важный праздник для нашей страны. Сейчас этот день – не просто память историческим событиям. Сегодня он имеет прикладное значение для всей страны. Можно вспомнить, как развалились Югославия и Чехо-словакия. Как западные спецслужбы, не скрывая своих замыслов, пытаются не просто ослабить, но и развалить своего главного политического противника, чтобы сделать мир однополярным.
На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений. Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели – стабильного гражданского мира, а также патриотизма и мужества, которые были проявлены освободителями Москвы.
Кабардино-Балкария – это своего рода Россия в миниатюре. Такое же многонациональное и многоконфессиональное образование, с теми же вопросами, ситуациями, проблемами. И для нашей республики День народного единства – это серьёзный повод осознать и почувствовать себя единым народом.
Виктор Шекемов