На вопрос, какой из современных гаджетов сильнее остальных опустошает наши кошельки, мало кто из нас назовёт кассовый аппарат. В действительности этот «тихоня» забирает львиную долю нашей наличности и электронных денег.
Любопытно, что не менее «мутным» является и год изобретения кассового аппарата. Интернет дает несколько дат «рождения» главного устройства современных супермаркетов, который сконструировали и долгое время совершенствовали братья Джеймс и Джон Ритти из городка Дайтон в штате Огайо: 1875-й, 1879-й и 1881-й годы. В 1884 году это устройство запатентовал Джон Паттерсон, выкупивший все права у братьев Ритти.
Нет сомнения, что кассовый аппарат конструировался для одной цели – препятствовать обсчёту покупателей продавцами. Уже в третьей модификации этого устройства все операции сопровождались перфорацией бумаги, по которой можно было отследить действия кассира. Считается, что именно с той поры появилось выражение «пробить чек».
Но как показывает 140-летняя история применения кассового аппарата, несмотря на его «электрификацию» (1906 г.) и «электронизацию» в дальнейшем, это устройство не стало барьером между жаждой наживы кассира и покупательским кошельком, даже если он является электронным.
К сожалению, некоторые работники кассы и в наши дни не прочь облапошить излишне доверчивых покупателей. При этом они ведут себя как очень опытные психологи, пользуясь невниманием или усталостью человека, измученного походом по рядам в поисках нужного товара.
Поэтому совсем неудивительно, что многие покупатели после «марафона» по торговым рядам имеют только одно желание – как можно быстрее расплатиться и уйти. Это как раз то, что нужно недобросовестному кассиру. Уставший покупатель – это идеальный объект для небольшого обмана.
Можно почерпнуть немало информации из Интернета, в частности, по судебным решениям, которые выносились по фактам мошенничества кассовых работников. Итак, какие приёмы используют кассиры?
Видимость пробитого товара
Одновременно занимаясь введением штрих-кодов товаров в компьютерную программу, кассир умышленно «забывает» включить некоторые коды.
Суть приёма в том, что кассовый аппарат не учитывает продажу товара, если не знает его уникальный код. Затем, пробивая товары, кассир делал так, чтобы покупатель не дождался чека (завис кассовый аппарат, нужно сменить ленту и т.п.).
Подобный сценарий разыгрывался с теми, кто внешне был похож на невнимательного покупателя (опытный взгляд работника торговли может распознать подобных клиентов за несколько секунд). Поскольку деньги покупатель уплатил, а товар по кассе не пробит, кассир в конце дня забирает себе образовавшийся «излишек» наличности.
Естественно, в таком случае основной убыток несёт магазин: товар продается, а деньги в кассу не поступают. Но и покупатель в таком случае рискует, потому что доказать покупку товара именно в этом магазине ему будет сложно без чека, тем более, если нужно возвращать или обменивать покупку. К тому же в кассе полностью отсутствует информация о факте продажи.
Лишние товары в чеке
Это один из самых распространенных способов махинаций, по итогам которых под уголовное дело попал уже не один кассир. Схема применяется к тем, кто приобретает за один раз большое количество товаров и при этом очень спешат (чаще всего это – клиенты продуктовых супермаркетов).
Очень высока вероятность, что такие покупатели не будут досконально изучать полученный чек. Поэтому кассир, применяя ловкость рук, вместе с товарами, которые на ленте, пробивает ещё один штрих-код (он припасен заранее или вводится вручную по памяти).
Если покупатель вдруг видит лишний товар в чеке, кассир просто делает возврат, ссылаясь на то, что в него случайно попал товар из чека предыдущего покупателя. Но чаще никто ничего не замечает, за счёт чего кассир успешно ведёт свой «гешефт».
Следует помнить, что есть другие варианты той же схемы:
– в чек включается не лишний товар, а просто один товар заменяется на другой, более дорогой;
– кассир не закрывает чек, а тянет время, чтобы покупатель не стал дожидаться чека и ушёл, после чего чек аннулируется либо полностью, либо частично, а неучтенная сумма идет в карман кассиру;
– кассир пробил все товары, но вдруг покупатель вспомнил, что забыл купить ещё что-то нужное; кассир же специально закрывает чек, чтобы покупатель оплатил забытую покупку отдельно, наличными; вторая покупка уже не проводится через кассу, а покупатель в спешке этого не замечает.
Возврат денег с помощью бонусов
В сетевых магазинах, которые ведут свою бонусную программу лояльности, многие кассиры имеют свои карты. При этом бонусный счёт они пополняют с помощью покупателей, подменяя их карту на свою личную при зачислении баллов с покупки.
А впоследствии баллы «чудесным образом» превращаются в живые рубли: после проведения очередной покупки кассир отменяет операцию и проводит её снова, списывая бонусную скидку. Полученная разница становится доходом кассира.
Главное, что помогает кассирам проворачивать такие незаконные схемы, – это оплата товаров наличными деньгами.
Взять неучтенную сумму из кассы гораздо проще, чем делать возврат уже проведенного банковского платежа. Тем более, что и ФНС, и Центробанк запрещают возвращать деньги покупателям наличными, если изначально платеж проводился безналичным путем.
Поэтому оплачивая товары банковской картой, мы тем самым усложняем жизнь недобросовестным кассирам, уменьшая им число лазеек для обмана.
Султан Умаров