Нальчик

«Щас переведу 500 рублей на твою банковскую карту…»

Псевдонищие заполонили наш город. Подходишь к аптеке – у входа стоит молодая женщина с грустными глазами и с табличкой, на которой крупным шрифтом (чтобы люди со слабым зрением тоже видели) распечатана просьба помочь деньгами на лечение ребёнка (матери, отца, мужа, кума свата и др.). Выходишь из магазина – тебя встречает с молчаливым укором другой «сборщик пожертвований». То же самое на автовокзале, пятачках перед кафешками, на пересечении оживлённых улиц, прочих людных местах и даже на проезжей части, где профессиональные нищие умело «окучивают» водителей и пассажиров автомобилей, ожидающих сигнала светофора.

В последнее время спекулирующие на народной жалости мошенники, видимо, решили, что им недостаточно доходов, получаемых традиционными способами, в том числе путём обхода квартир многоэтажных домов. Вот они и повадились устраивать свои «пункты сбора» внутри крытых павильонов с банкоматами Сбербанка перед зданием Парламента на пр. Ленина, на пересечении улиц Ахохова и Пачева, других точках. Оно и понятно: человеку, снимающему в банкомате деньги купюрами не ниже 50 рублей, психологически просто неудобно протягивать просящему какие-то монетки, как он обычно делает в других местах, где промышляют попрошайки.
Судя по сообщениям из разных мест нашей необъятной Родины, ныне в России выходит в тренд новый способ заработка – мелкое мошенничество с помощью современных интернет- и мобильных технологий.
Одна их новейших жульнических схем такова: к человеку, снимающему деньги с банкомата, подходит очень взволнованная личность, как правило, девушка с наивными глазками (такие типажи больше вызывают доверия у простаков) и говорит, что попала в беду. Дескать, забыла свою банковскую карту дома. А ей срочно, хоть застрелись, нужны наличные. Нужны срочно, вот «прям щас» и совсем немного – всего 500 рублей.
Причём она просит не в долг. Нет. У неё есть с собой телефон с соответствующим банковским приложением. И она может тут же, не отходя от кассы, т.е. от банкомата, сразу же перевести эти 500 рублей на нужный счёт. «Вы меня очень выручите!» – убеждает она.
Далее события могут развиваться по двум сценариям. Во-первых, у человека, знакомого с мошенническими схемами (хотя бы по сообщениям в интернет-ресурсах или соцсетях), могут возникнуть сомнения. Допустим, девушке действительно нужна помощь. Но почему нужны наличные? Ведь с помощью навороченного смартфона с нужным банковским приложением и деньгами на счёте девушка сама может расплатиться практически за любые товары и услуги, включая проезд на общественном транспорте, не говоря уже о такси.
Во-вторых, а что если смартфон у девушки – чужой. Например, кем-то утерянный, а то и вовсе краденный. Может быть, она сама и украла. Или у неё есть подельник, который совершил эту кражу. Далее. Допустим, если она мошенница, то почему ограничивается снятием 500 рублей, а не большей суммы, не вызывающей подозрения у банка, например, 5000 рублей?
Но возможно, на банковском счёте владельца телефона нет больших денег. Или это способ замести следы или попытка «клевать по зёрнышку», обходя множество людей и обналичивая по «чуть-чуть».
Зададимся простым вопросом: откуда девушке знать пин-код банковского приложения, без чего в онлайн-банк невозможно зайти? Мы ведь все знаем, трёхкратная неудачная попытка входа в банк через удалённый доступ в него приводит к блокировке доступа на 24 часа. Но если бы она (обратившаяся за «помощью» девушка) знала пин-код, во что не верится, то вряд ли стала бы обращаться к случайному человеку, чтобы деньги обналичить. Проще перевести их на какой-нибудь электронный кошелёк, зарегистрированный на сим-карту стороннего человека. Увы, такие «симки» по 50 рублей нетрудно купить через Интернет.
Из всех этих рассуждений вытекает один вывод: мы имеем дело с попыткой мошенничества. Поэтому в таких случаях надо отказать в просьбе «обналички».
А вот, как будут развиваться события при втором сценарии. Мы согласились помочь. И нам «переводят деньги». Суть жульничества в том, что некоторые онлайн-банковские приложения позволяют сделать так называемый пробный перевод денег. В режиме удалённого доступа человек заходит в свой банковский «личный кабинет», вводит сумму перевода, вводит номер карты, на счёт которого нужно перевести средства.
Когда мошенник на наших глазах нажимает клавишу «энтер», то программа-приложение даёт картинку-подсказку (демонстрационный клип), как это всё будет выглядеть при реальном переводе средств. Это предназначено для наглядной демонстрации того, как шаг за шагом делается такой перевод. Подсказка – вещь замечательная. Благодаря ей, сотни и тысячи пользователей онлайн-банковских приложений не будут сломя голову бежать в офисы своего банка, допустив ошибки при электронных переводах денег.
Подсказка была задумана для пользы клиентов, но ею стали пользоваться мошенники. Они показывают жертве на экране своего смарфтона картинку, что совершили перевод, который на самом деле вовсе не собирались делать. А получив наличные у обманутого, жулики быстро ретируются, пока тот не понял, что его элементарно «кинули». Но даже когда жертва обнаружит жульничество, вряд ли он будет обращаться в полицию. За 500 рублей писать заявление, давать показания… Проще отказаться от претензий, а эмоции можно выплеснуть, кроя мошенников непечатными эпитетами.
Считается, что по схеме липового перевода денег жулики «покупают» дорогие гаджеты на интернет-сайтах. Встречаются они с продавцом товара, соглашаются его купить, делают вид, что переводят ему деньги, а на самом деле лишь имитируют перевод.
Как защититься от таких «разводов»? Способ один: не отдавать товар, пока на ваш телефон не придёт от вашего банка SMS-сообщение о поступлении нужной суммы на ваш карточный или банковский счёт.
Если не пользуетесь мобильным банком, проверьте баланс карты в банкомате.
Султан Умаров