Нальчик

Запечатлеть в деталях уходящий мир

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения человека, по праву заслужившего звание художника-документалиста. На его полотнах нашли свое отражение горы, реки и альпинистские тропы КБР, городской парк и улицы прежнего Нальчика, которых теперь уже не узнать, почти весь Советский Союз с востока на запад, и крыши домов старой Праги, в которую он въехал в составе танковых войск Советской Армии в 1945-м.

В его работах нет места художественной выдумке. Он рисовал мир таким, какой он есть, в точности до мельчайших деталей. За это художника нередко ругали, мол, слишком много внимания описательности в обход эмоциональной составляющей композиции. Но именно эта любовь к деталям позволила художнику запечатлеть уходящий мир таким, каким его помнит прошлый век.
Первые уроки живописи Михаил Ваннах получил ещё в детстве. Ребёнка наставляли бабушка и старшая сестра, проводившие за живописью всё свободное время. Школьником Михаил Александрович посещал студию художника Орленкова, но настоящей школой живописи, определившей всё его дальнейшее творчество, оказалась мастерская художника Горюшкина-Сорокопудова – ученика Ильи Репина.
Несмотря на новые модные формалистические движения в живописи Ваннах остался верен школе Репина и сохранил твердый реалистический взгляд на искусство. Стремление связать свою жизнь с педагогикой также было связано с желанием передать новым поколениям знания строгого рисунка и живописи.
Получив педагогическое образование, в возрасте 23 лет Михаил Ваннах переехал на Урал и начал работать в школе, преподавая рисование, черчение и физкультуру. Там же он встретил свою будущую супругу. Совместная поездка четы в Нальчик в 1935 году была запланирована как свадебное путешествие, но растянулась на всю жизнь.
В Нальчике Ваннахи оказались к месту и ко времени. В 1930-е годы руководство республики ставило задачи развития культуры и изобразительного искусства. Именно тогда были образованы симфонический и духовой оркестры, ансамбль «Кабардинка», Кабардинский и Балкарский театры, а первые профессиональные художники появились лишь в 1950-х годах.
Семья Ваннахов в Нальчике в первое время жила в старом деревянном доме, который продувало со всех сторон. Квартирный вопрос для ценных кадров был решен без промедления: сначала супруги переехали в новый дом по ул. Кабардинской, затем обосновались на проспекте Ленина. Одна из комнат квартиры, выходящая окном на главную улицу города, служила художнику мастерской, там до сих пор всё выглядит так, как было и при его жизни.
Младшая дочь Михаила Александровича Наталья вспоминает: «Художники редко бывают семейными людьми, но папа был именно таким. Ему много раз давали помещения под мастерские, но он уступал другим, хотел быть ближе к семье. Думаю, это во многом из-за мамы, он очень её любил. В молодости у неё было слабое сердце, физические нагрузки ей были противопоказаны. Зная это, он каждый день встречал её после работы и на руках поднимал домой на третий этаж.
Несмотря на плохое здоровье, мама всегда была рядом с ним. Вместе они объездили весь Советский Союз. Вопреки его беспокойству и запретам, она сопровождала его и в поездках под Эльбрус. Кстати, именно там произошло чудо. Её сердце исцелилось, когда она впервые поднялась с ним в горы. С одной стороны её окружал ледник, с другой – цветущие рододендроны, это произвело на неё сильное впечатление. Во всяком случае, мама была убеждена в том, что именно это излечило её сердце».
Мастерская Михаила Александровича по-прежнему заполнена его работами и огромным количеством этюдов, которые он привозил со всех уголков страны. Любимым делом художник занимался до тех пор, пока позволяло здоровье. «Физически папа был очень крепким и здоровым до конца жизни, но его подвело зрение. Когда-то полученный случайно ожог роговицы глаз вызвал глаукому. Так что, последние два года он не видел совсем и не мог писать. Я думаю, это и ускорило его уход из жизни», – рассказывает Наталья.
Михаил Александрович оставил после себя большое художественное наследие, став основоположником стиля соцреализма в республике. Он был одним из тех, кто создавал творческий коллектив Союза художников КБР и первым, кто в далекие довоенные годы показал вечную красоту Кавказа широкому российскому зрителю.
Таира Мамедова