Нальчик

И почему мы не учимся у детей

Мы взрослые уверены, что всё знаем, чтобы правильно жить самим, раздавать окружающим советы на все случаи жизни. И очень любим учить детей. А между тем, нередко дети живут гораздо правильней взрослых. У них ещё не выработалось шаблонное мышление, они не учитывают мнение окружающих, которое зачастую убивает своё собственное.

Как-то, играя с племянником, обратил внимание, что он время от времени «зависает» словно старая модель компьютера. Встревоженный, я позвал сестру. Она с первого взгляда поняла, в чём дело, и до сих пор смеётся надо мной: ребёнок просто хотел спать.
И, действительно, часто мы становимся свидетелями того, что ребёнок засыпает прямо на ходу. Дети могут уснуть прямо за обеденным столом или снимая обувь после долгой беготни. Почувствовав, что у них заканчиваются силы, они просто «выключаются». Малыши умеют отдыхать. А вот мы, взрослые, утратили эту способность, не умеем вовремя сделать перерыв для восстановления сил.
А дети с момента, когда они проснулись, и до засыпания ведут себя так, как это делают взрослые, зацикленные на сжигании калорий. Кстати, раз речь зашла о калориях, то поговорим о еде. Дети никогда не переедают. Им не важно, сколько ещё осталось в тарелке, если они наелись. Это мы, взрослые, заставляем их есть, даже когда им не хочется. Потому что мы сами привыкли набивать себе желудок: в гостях, чтобы не обидеть хозяйку, а дома – из-за того, что жалко выбрасывать еду. Хотя следовало бы прислушаться к реакции своего организма или следовать народным поговоркам о надобности вставать из-за стола с чувством лёгкого голода.
Часто переедание взрослых связано со стрессами, которые принято снимать поеданием чего-нибудь вкусного. А дети свои эмоции выплёскивают открыто. Они прямо говорят, что думают, что чувствуют. Если весело – смеются, когда обидно – плачут. Малыши легко расстраиваются из-за пустяка, но плохое настроение у них длится недолго. Взрослые же хранят обиду и злобу годами.
Дети способны радоваться мелочам. Им неважно, с чем играть: с дорогим компьютером, мячом или, например, со снежинками. Им всё интересно, они полны счастья и оптимизма. Для них каждый день – это множество открытий и свершений. Они подмечают такие мелочи, на которые взрослые никогда не обращают внимание. Если смотреть на мир глазами ребёнка, к нам вернется утраченная свежесть восприятия мира со всеми его красками и абсурдом.
Известный латышский поэт и драматург прошлого столетия Ян Райнис сказал: «Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени».
Хазиз Хавпачев