Нальчик

Татьяна Иванова: «Любить не только работу, но и школьников»

За многолетний, добросовестный труд, большой вклад в развитие физической культуры и спорта и в связи с 70-летием учительница физкультуры 14-й гимназии столицы КБР Т.М. Иванова награждена Почётной грамотой Местной администрации г.о. Нальчик. Весёлая, активная женщина встретилась с корреспондентом нашей газеты перед уроками на школьной спортплощадке, где руководила уборкой территории.

– Татьяна Муаедовна, ваше поколение называют послевоенными детьми. Какие воспоминания о том времени?
– Наши родители старались чтобы мы ни в чём не нуждались, хотя у меня было четыре сестры и один брат. Год-два разницы между всеми.
– И которая вы по счёту?
– Вторая.
– Значит, на вас была и дополнительная нагрузка – помогать родителям, пока младшие не подрастут?
– Мы не жаловались. В то время все так жили. Мои родители из Старого Черека, поженились молодыми и переехали в город. Мы все родились в Нальчике. И судьба, как у всех. В восемь лет пошла в 5-ю школу. Потом на улице Головко открылась СШ №1, в которую я перешла, её и окончила. Нас тогда называли «МИР-овские» из-за расположенного рядом кинотеатра.
– Как вы стали выпускницей первого выпуска спортфака КБГУ? Специально выбирали или просто совпало?
– Первоначально я собиралась поступать на факультет иностранных языков. Хотела изучать немецкий язык. А тут вдруг оказывается, что открывают спортивный факультет. Точнее, факультет был медицинский, и в нём было создано отделение по физической культуре и спорту. Я моментально переиграла.
– Почему спортивная специализация? Или это тогда было модно?
– О моде не думала. Я занималась баскетболом, играла за сборную школы. А уже когда училась в 9-м классе, к нам в школу пришёл тренер по легкой атлетике Владимир Петрович Миновский. Сначала я пыталась совмещать баскетбол с беговыми дисциплинами. Но потом в легкой атлетике у меня пошли результаты. В общем, я не устояла и перешла к Миновскому.
– Что кроется за формулировкой «пошли результаты»?
– Я бегала 100-метровку за сборную Кабардино-Балкарии, в «двухсотке» с барьерами вошла в десятку лучших бегуний Советского Союза.
– И, видимо, стали мастером спорта СССР?
– Нет. Тогда нужно было не только войти в число лучших барьеристок, но и уложиться во временной норматив. Мне не хватило буквально несколько сотых секунды. А моему наставнику Миновскому присвоили звание «Заслуженный тренер РСФСР».
– Как правило, спортсмены делятся на единоборцев и тех, кто выступает в командных видах. А каково ваше спортивное кредо?
– Мне ближе легкая атлетика. Тут нужно понимать, что мне повезло – я не стояла перед жёстким выбором. После полутора месяцев занятий я впервые выступила в соревнованиях. Был кросс среди школ на 500 метров, и я сразу заняла третье место. Это и определило мой выбор.
На спортфаке, как сейчас модно говорить, гендерный расклад был очень контрастным: 48 мальчиков и только две девочки. Увы, скоро мою «напарницу» отчислили. И лишь на втором курсе к нам перевелась девушка из Тюмени. С ней мы и окончили университет.
– Каково это было – учиться девушке в практически абсолютно мужском коллективе?
– Я не только училась, но и тренировалась в мужском коллективе. И не было никаких проблем. Мы все были друзьями. Мама, помню, ругала меня: «Все у тебя друзья. Так нельзя, нужно определяться!»
Прошло уже пятьдесят лет, как мы окончили факультет и до сих пор встречаемся, общаемся. Правда, нас становится всё меньше. Ведь с нами учились и совсем взрослые парни, которые были значительно старше нас. Факультет только открылся, и даже если по возрасту проскочили, но тяга к спорту есть… Тот же Толик Кодзоков – председатель Совета ветеранов спорта. Анатолий Леженин, Валентин Бужинский и Шакман Бабаев – альпинисты, которые потом стали чемпионами Советского Союза, поднимались на пики на Памире.
– Как вы представляли на первом курсе своё будущее: сделать карьеру в спорте высших достижений или просто стать учителем физкультуры?
– Я ни одного дня, ни одной минуты не пожалела, что выбрала профессию учителя физкультуры. После спортфака по распределению поехала в Астраханскую область. Отработала, как положено, два года в сельской школе. Есть такая шутка про нерадивых спортсменов – мол, они с трудом мяч от шайбы отличают. В той школе было ещё круче. Представьте, девочки надевали спортивные штаны поверх юбок. Там я прошла душевную закалку. Мне повезло, что попался понимающий завуч. Я оказалась далеко от дома, на выходные никуда не уезжала. Вот и проводили по субботам День бегуна, по воскресеньям – какие-нибудь эстафеты. Дети тянулись ко мне, с удовольствием занимались дополнительно. Ведь у них до этого вообще не было нормальных уроков физкультуры.
После двух лет обязательной «отработки» диплома собралась домой. Меня долго не отпускали. И не отпустили бы. Но сменился директор школы. А у него жена оказалась учителем физкультуры. Поэтому я и получила «вольную».
Вернувшись в Нальчик, устроилась на работу в ПТУ №5 – учебное заведение кондитерской фабрики. Отработала там восемь лет. А потом перешла в 14-ю школу, которая открылась лишь за два года до этого. И до сих пор здесь работаю, уже почти 40 лет.
– В чём ваша мотивация – столько лет в профессии, столько лет на одном месте?
– Пока есть здоровье, пока есть желание…
– Это и имеется в виду: откуда желание? За 50 лет работа не приелась?
– Пока нет.
– Нельзя сказать, что ваша жизнь не сложилась. Но вы такая интересная женщина и рядом нет спутника. Как такое может быть?
– Как говорила моя покойная мама: «Доченька, ты слишком придирчиво выбираешь».
– Значит, женихов было много?
– Были кавалеры. Сейчас, оглядываясь назад, соглашусь со словами мамы.
– А давления со стороны родителей в этом деликатном вопросе не было?
– Маму я рано потеряла – ей было всего 52 года. Представьте, мне всего «двадцать с копейками», со мной младшая сестрёнка с братиком, отец. Тут уж не до создания своей семьи.
– С младшими нанянчились? Прошли семейного ликбез?
– Да, полный курс.
– Ещё, наверное, и в комсомоле были активисткой. Легко ли было тогда вступить в ВЛКСМ?
– Тогда был серьезный отбор. Меня приняли в комсомол в первом потоке, мне было лет 14. Но скажу сразу – вожаком я не была.
– Мэрия Нальчика вручила вам Почётную грамоту к 70-летию, но ведь не каждого награждают к юбилею. Что для вас значит эта награда?
– Я очень рада. Меня впервые наградили грамотой Местной администрации. Были грамоты от школы, поощрения от городского Департамента образования. Я являюсь «отличником образования Российской Федерации».
– Есть у вас воспитанники, которые преуспели в большом спорте?
– Алихан Хамгоков недавно приехал из Франции. Он 13 лет играл в национальном футбольном чемпионате за «Лион». Русик Паштов – футболист, совсем недавно ещё выступал за нальчикский «Спартак». Я у него была классным руководителем с 5-го класса. Ещё один мой воспитанник – Алим Кумыков работает в Минспорта КБР.
– У вас в кабинете множество кубков. И каждый венчает баскетбольный мяч. У 14-й школы баскетбольный профиль?
– Нет. Просто мы новым баскетбольным мячам нашли место. Раньше у нас был футбольный класс, тренировал ребят Заур Кибишев, но потом решили отказаться от спорткласса.
Сейчас в стране сложное время – учеников, особенно в старших классах, трудно загнать на занятия по физкультуре. Аргументируют тем, что не хотят потом потными идти на следующие уроки.
– Вы застали и пик популярности ГТО, и период забвенья, и ренессанс «готовности к труду и обороне».
– Да, нормативы ГТО вернулись в школу. Причём государство всерьёз позаботилось возрождением славной традиции – теперь за удачную сдачу нормативов можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Именно за золотой значок.
– Если родители выпускника решили добиться максимального показателя по ЕГЭ, то учителю физкультуры будет непросто объяснить им, почему у их ребёнка нет этих «ГТО-шных» баллов…
– К счастью, здесь от школьного учителя ничего не зависит. Школьник, претендующий на золотой значок ГТО, должен на стадионе в присутствии комиссии подтвердить свои спортивные показатели. У меня в прошлом году был случай. Несколько человек в школе выполнили нормативы, а на стадионе не смогли подтвердить, потому что было холодно, дорожка мокрая, скользкая. Просила комиссию назначить подтверждение на другой день, но получила отказ.
– У вас полувековой стаж работы, богатейший педагогический опыт. Что можете пожелать своим коллегам, не только учителям физкультуры, но и всем предметникам?
– Чтобы они работали с душой, любили детей. А не так, дал урок – и ушёл. У нас регулярно проходят практику студенты старших курсов нашего спортфака. Они пишут-пишут безостановочно, а на уроки физкультуры практически не ходят. В свое время я проходила четырехмесячную практику, а сейчас на это даётся две недели. Чему можно научить за такое короткое время?
– Во многих профессиях сейчас сложилась такая ситуация: хорошо сделал свою работу, но если не «отписался», то получаешь нагоняй.
– Мы, учителя физкультуры, сильнее всех страдаем от этого запредельного документо- оборота. Все учителя ведут два журнала, а мы целых три. Кроме обычного журнала и электронного, нам приходится вести ещё временный, с которым я работаю в спортзале или на площадке. Потом нужно перенести данные в два основных журнала. И если это не будет сделано в тот же день, то лишаешься сразу 10 баллов. А один балл – это 57 рублей.
Поэтому хотелось бы, чтобы мода на разные «инновации» в системе образования скорее прошла. И мы вернулись к своим истокам, к опыту лучших педагогов и тренеров прошлых десятилетий. И такое движение уже началось. В качестве примера могу назвать возрождение комплекса ГТО.
Беседовал Виктор Шекемов