Нальчик

Что такое «проактивный» характер предоставления соцуслуг?

(Из интервью РИА «Новости» руководителя ПФР Антона Дроздова на Петербургском международном экономическом форуме-2019)

– Антон Викторович, повышение пенсионной грамотности населения – одна из приоритетных задач фонда. С этим связан и проект «Моя пенсия». Что он из себя представляет?
– В рамках проекта мы планируем гражданам, которые уже имеют достаточный трудовой стаж, но у которых есть ещё время до пенсии, предоставлять полную информацию о том, какие пенсионные права они смогут получить, если продолжат работать и двигаться по той же траектории. Это, с одной стороны, будет способствовать их интересу, с другой стороны, у них будет время, чтобы предпринять какие-то действия. Мы планируем каждые три года эту информацию для них обновлять. Таким образом, к моменту выхода на пенсию человек уже будет знать, какая у него пенсия будет.
– Пенсии в России носят заявительный характер. Возможно ли его отменить если не для всех, то хотя бы для части населения?
– Сейчас в базе данных Пенсионного фонда есть информация о стаже, заработке россиян, включая советский стаж большинства лиц. Мы собирали эти данные с работодателями в течение длительного периода, однако всё равно ещё есть достаточное количество информации, которая требует оцифровки. Мы плотно работаем над этим с Росархивом, поскольку есть люди, приезжающие из других стран, есть просто несохранившаяся информация и так далее.
– Как говорят специалисты, «в целом работа фонда носит проактивный характер». Что это означает?
– То, что услуга приходит к человеку, а не он за ней. Мы сами информируем людей и говорим, что они имеют право на определенные меры поддержки, поэтому мы сейчас подготовили и внесли предложения о том, чтобы ряд услуг постепенно переводить на беззаявительный характер. Это важное направление нашей работы. Например, перевести на такой порядок можно ежемесячную денежную выплату и федеральную социальную доплату.
– Пенсионный фонд участвует в нацпроекте по снижению бедности…
– В первую очередь, мы содействуем регионам в выявлении тех граждан, которые находятся за чертой бедности. Есть данные Росстата, которые он получает на основании своих исследований и доводит до регионов общую цифру бедных. Есть данные регионов о том, кто обратился за той или иной поддержкой.
Как известно, сейчас в восьми регионах – Кабардино-Балкарии, Татарстане, Приморье, Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской и Томской областях – проводится пилотный проект, направленный на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан и снижению уровня бедности в два раза.
В этой связи Пенсионный фонд активно участвует в работе с пилотными регионами в части разработки методики определения нуждающихся граждан на основании информации, содержащейся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО) и информационных системах фонда. Сейчас вместе с восьмью регионами мы разрабатываем технологию автоматического определения бедных на основе ЕГИССО, где сосредоточена информация обо всех мерах соцподдержки и получателях, которым она положена.
Наша задача состоит в том, чтобы в течение нынешнего года опробовать эту модель и распространить на все субъекты РФ. По сути, мы такая информационная база для этой программы, которую будут реализовывать регионы и Минтруд России. Одновременно наша база – помощь Росстату.
– Пенсионный фонд майскими ведомостями начал выплату пенсии по новому образцу – сверх прожиточного минимума. Сколько человек получили перерасчёт? Были ли проблемы, все ли лица, кому полагалась доплата, получили ее?
– Получили все. Дело в том, что, в соответствии с законом, который был подписан 1 апреля, у нас компенсация к пенсии и единая денежная выплата должны учитываться сверх федеральной социальной доплаты. Получателей федеральной социальной доплаты у нас 4 млн. человек, а региональной – 435 тыс. Вместе с пенсией за май Пенсионный фонд всё пересчитал и доплатил разницу. Эта работа уже проведена, и порядка 4,5 миллиона наших граждан увеличили свои пенсии.
– Есть информация, что ПФР готовит дополнительные инструменты, ограничивающие обналичивание материнского капитала. Речь о сужении списка организаций, куда можно направлять деньги?
– В марте этого года принят закон о направлении материнского капитала на улучшение жилищных условий, в том числе погашение кредита, взятого на эти цели. Закон направлен на то, чтобы предупредить мошенничество в этой сфере, оставив в списке организаций-операторов этих средств только те, чья деятельность регулируется Банком России. Это кредитные организации, а также кредитные потребительские кооперативы, которые имеют опыт работы не менее трёх лет, и «Дом.РФ» (Агентство ипотечного жилищного кредитования, учреждённое и принадлежащее Правительству России).
Кроме того, этим же законом Пенсионному фонду дано право запрашивать у муниципальных органов данные о качестве жилья, которое приобретается за счёт средств материнского капитала. Это сделано с целью исключить приобретение непригодных для жилья помещений и использования средств в мошеннических целях.
– Будет ли в дальнейшем дорабатываться закон о материнском капитале?
– Мы работаем с Министерством труда и соцзащиты над этим вопросом. В прошлом году было принято решение о том, чтобы средства материнского капитала направлять на дошкольное образование. Это стало очень популярным: если брать количество заявлений, то оно выросло на 40%. Однако существовало ограничение: нельзя было направлять эти средства на образовательные услуги у индивидуальных предпринимателей. Сейчас мы вместе с Минтрудом пытаемся включить предпринимателей, их образовательные услуги по присмотру и уходу, чтобы на эти цели могли использоваться средства маткапитала.
В следующем году планируем проиндексировать маткапитал на уровень инфляции этого года. Этот вопрос будет решаться при подготовке закона о бюджете фонда на 2020-2022 годы.
– Одно из новшеств этого года – появление новой категории граждан – предпенсионеров. Уже действует административный регламент предоставления госуслуги по подтверждению этого статуса. Сколько человек уже обратилось за этим статусом?
– Пока зафиксировано 150 тысяч обращений, 37 тыс. человек обратились через «Личный кабинет», 109 тыс. – через офисы Пенсионного фонда. Кроме того, фонд активно взаимодействует с СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия), с другими структурами для предоставления предпенсионерам положенных им льгот. Например, с налоговой службой: мы передаем данные предпенсионера, и ФНС принимает решение о положенных ему налоговых льготах. Также проводится большая работа по СМЭВ и запросам граждан и органов, куда предпенсионеры обращаются за какими-либо услугами.
– Следующий вопрос о статусе внебюджетных социальных фондов. Минздрав и ФФОМС отреагировали крайне негативно на предложение об объединении. Зачем нужно менять статус фонда? И стоит ли, по-вашему, объединять ПФР, ФСС и ФОМС?
– Само по себе уточнение статуса фондов не связано с объединением. Это совершенно разные вещи. Что касается Пенсионного фонда, то нормативные акты, регламентирующие работу ПФР, приняты ещё в 1990-е годы. Это законодательство достаточно сложно для восприятия, и в этой связи необходимо просто издать отдельный нормальный закон, который бы всем показал, что такое Пенсионный фонд, какие функции, задачи он выполняет, то есть привести к единому знаменателю то, что разбросано по разным законам. Поэтому процесс уточнения статуса сам по себе не связан с объединением.
Вторая часть проблемы – это дискуссия о том, какова роль социальных партнеров в управлении фондом и чьими деньгами являются пенсии: это собственность государства или работодателей. Сейчас по закону пенсии – собственность государства, а бюджет фонда принимается в Госдуме соответствующим законом, а до этого документ рассматривается на заседании Российской трёхсторонней комиссии (РТК) по регулированию отношений в социальной сфере с участием сторон соцпартнерства.
На мой взгляд, работа над уточнением статуса фондов нужна и важна просто для того, чтобы определить роль этих институтов в системе.
А что касается вариантов того, как в итоге будет работать ПФР, в настоящее время все предложения представлены Правительству РФ, они будут обсуждаться в том числе и сторонами социального партнерства.
– Недавно принят закон о персонифицированном учёте, в результате которого в нашей стране был отменен бумажный аналог СНИЛС (зеленая карточка). Также у Минтруда есть планы отказаться от бумажных носителей сертификата на материнский капитал. Все ли сервисы фонда готовы к нововведениям? Нет ли угрозы утечки данных россиян?
– Всеобщая цифровизация позволяет уже обходиться без материальных носителей. Гражданам будет удобно, и это будет развивать услуги в электронном виде. Электронная система Пенсионного фонда защищена, она аттестована соответствующим образом, беспокоиться не о чём.
По сертификату на материнский капитал могу сказать, что действующая норма закона предполагает выбор: либо бумажный носитель, либо цифровой аналог, поскольку основой для предоставления маткапитала являются всё-таки данные из госреестра. Для удобства граждан, если они решат пойти в МФЦ, не имеет никакого значения – электронный он или бумажный.
Что касается СНИЛС – здесь аналогичная ситуация. Гражданину при регистрации в пенсионной системе онлайн присваивается страховой номер индивидуального лицевого счёта. Выдача карточек СНИЛС, их изготовление раньше занимало немало времени, а с вступлением в силу нового закона необходимость этой процедуры отпадает. Услуги уже предоставляются вам, поскольку в системе фонда ваши данные зафиксированы, а сама карточка – уже уходящий сервис. Поэтому то, что все ведомства переходят на электронные услуги, общаются с нами по СМЭВ, значительно упрощает жизнь гражданам.