Нальчик

Хасан Журтов: «Фотоискусство должно приближать к реальности»

Хасан Хажбарович Журтов, начальник отдела информационных технологий Управления Федеральной налоговой службы России по КБР (математик по образованию), больше известен широкой публике как фотограф и автор уникального фотоальбома «Птицы Кавказа». Он гость нашей постоянной рубрики, с которым побеседовала корреспондент газеты:

– Хасан, когда вы впервые взяли в руки фотоаппарат?
– Ещё в прошлом веке, в 70-е годы. Это была очень популярная «Смена-8М». Сначала фотографировал друзей, знакомых, просто баловался. Потом у меня случился большой перерыв. Где-то в 2000 году приобрёл Олимпиус-350 – один из первых цифровых фотоаппаратов, и всё началось заново.
В студенческий период в конце каждого учебного года мы с однокурсниками на неделю в горы уезжали. И горами я увлёкся раньше, чем фотографией. Помимо ходьбы и горного туризма, фотографирование появилось как «сопутствующее» увлечение. И это увлечение с годами если не переросло в главное, то встало вровень с другими.
Но всерьёз я начал заниматься этим делом с 2008 года. Именно тогда Борис Утижев, который приходился мне родным дядей, попросил принести ему на работу пять моих самых лучших фоторабот. Я принёс, он отвёз меня в тот же день к Беталу Керефову, тогдашнему директору Национального музея КБР, и договорился о моей персональной выставке.
Я не был готов к такому повороту событий. Срочно купил новую фотокамеру, пополнил свой «портфолио», и в том же году состоялась моя первая выставка, где было представлено около 90 работ.
Потом я вступил в местный фотоклуб «Свой стиль», после чего расширился мой круг знакомств в этой сфере. В плане совершенствования мастерства мне очень помог интернет-сайт «ФотоЛайн». Сейчас есть множество интернет-клубов для фотографов. Но в них, в основном, собираются люди и просто хвалят друг друга, прямо оды пишут и не делают никаких критических замечаний. А на «ФотоЛайне» специалисты – сильные фотографы – дают толковые советы, указывают на ошибки, обсуждают фотографии профессионально.
– Ваши фотоработы чисто для себя или для продажи?
– Я никогда свои снимки не продавал. Если для продажи, то это уже не хобби, а работа. Но тогда теряется некая свобода, приходится фотографировать то, что лучше продается (ведь термин «бестселлер» значит «лучшие продажи»).
Есть фотографы, которые считают, что пейзаж – примитивный жанр, что работать в нём может каждый, будто бы там главную роль играет сама природа и особых дарований от самого фотографа не требуется. Я, конечно, не поддерживаю эту точку зрения. Мне часто вспоминаются слова известного фотографа Владимира Ролова, высказанные на «ФотоЛайне»: «Фотография, как и другие виды искусства, – это послание художника зрителю. Он силится что-то сказать о накипевшем, а зритель должен догадаться, что волнует фотографа, что просто не даёт спать. Чем выразительнее снимок, тем отчетливее это послание. То есть должна присутствовать пара вещей, чтобы послание дошло до адресата: внятный язык, чтобы поняли, что у автора снимка, что сказать зрителям».
Второе качество, упомянутое Роловым, для пейзажиста особенно важно, чтобы у него было особое видение красоты окружающей природы. Свой немой восторг грандиозностью красоты, созданной природой. Там, где 90 процентов пройдут мимо, никаких эмоций не испытав, пейзажист увидит красоту и пытается в своих работах донести до зрителя. Но больше в моде сейчас не пейзажисты, а стрит-фотографы (воспеватели улиц), например.
– У вас нет ностальгии по «нецифровым» временам?
– Да, было удовольствие в старом методе проявления фотографий. Но всё равно это было хлопотно и забирало много времени. Время «цифры» удобнее. Сейчас всё в разы легче стало.
– А эта лёгкость не меняет отношение к фотографии? Не становится менее ценным то, во что меньше труда вложено?
– Думаю, нет. Для меня в этом деле главным было и остаётся удача поймать мгновение, запечатлеть красоту. Раньше больше времени уходило именно на освоение техники создания фотографии (запечатление картинки на фотоплёнке, проявка плёнки, печатание снимков на фотобумаге). Сейчас даже дети с техникой могут легко справиться. В конечном итоге главное – художественное видение. Техническая сторона – дело второстепенное.
– Обрабатываете на фотошопе?
– «Фотошоп» часто звучит как ругательное слово. Но при работе с цифровым фотоаппаратом это неотъемлемая часть нашей работы. Я использую фотошоп, чтобы приблизить снимок к реальности, а не отдалить от неё.
– Какое время суток больше нравится для фотосъёмок?
– Естественно, раннее утро, рассвет. В пейзаже это самое красивое время. В обед свет слишком жёсткий. Поэтому в это время можно делать фотографии чисто на память, чтобы зафиксировать: «Здесь я был». Для художественных фотографий лучше вечер или утро.
– В жанре пейзажа черно-белые снимки популярны?
– В основном, пейзажи делают в цвете. Бывает, фотографы просто убирают цвет и думают, что получилось чёрно-белое фото. Но отсутствие цвета – это ещё не черно-белое. Цвет – дополнительный инструмент. Он может быть иногда лишним. Допустим, если где-то есть какие-либо красивые изгибы, линии, тени и так далее. В таком снимке цвет иногда может только отвлекать.
У меня есть черно-белые фотографии, не скажу, что их мало. Одна из них («Альпийские галки», снятая на поляне со склепами возле с. Эл-Тюбю) стала победителем «The best of Russia» в 2014 году.
– Какие объекты самые любимые?
– Эльбрус с любой стороны хорош. Как ни фотографируй, выходит хорошо. Джантуган тоже. Но есть вершины, на которых смотришь – красиво, а на снимке выходят некрасиво. Горы, как люди. Есть фотогеничные и нефотогеничные.
Горные озёра всегда хорошо выходят. Очень часто пейзаж портят столбы. Они повсюду. Я стараюсь делать такие кадры, где нет ничего искусственного, чистая природа без примесей. Ни заасфальтированных дорог, ни застроек, ни столбов.
– А люди часто попадают в кадр? Они портят или наоборот?
– Когда как. Чаще они нужны, чтобы показать масштаб: насколько грандиозны горы в сравнении с человеком. У меня есть серия: «Люди и горы», и одна фотография из этой серии стала победителем «The best of Russia» в 2013 году.
– Как выбрали свою основную тематику – птицы?
– Сперва я фотографировал орлов. У людей, живущих здесь, в горах, да и у всех, наверное, особое отношение к этим птицам. А потом потихонечку какая-то новая птица «залетала» в кадр. Поначалу было много незнакомок. Помог сайт Союза охраны птиц России. Туда выкладываешь фотографии, и специалисты, известные орнитологи, определяют, что за птица.
В моём фотоальбоме «Птицы Кавказа» представлено 150 птиц. Но туда не все попали. У меня сейчас в коллекции 208 птиц. Все они сфотографированы на территории Кабардино-Балкарии. Из них 8 впервые зафиксированы в КБР и зафиксированы мной. Это черноголовая и чернолобая трясогузки, плосконосый плавунчик, болотная крачка, овсянка-ремез, красношейная и серощёкая поганки, чайки-хохотуни.
Один раз попалась черноголовая чайка. Но, скорее всего, она у нас не обитает, просто залетела случайно.
– Какую птицу сложнее поймать в кадр?
– Есть очень дружелюбные, непугливые птицы. Например, синицы. Их легко сфотографировать. Очень пугливы цапли. У них зоркий глаз, чуть ли не за километр увидят – улетят, сложно подобраться. Осторожны, конечно, птицы, на которых часто охотятся. Кеклики, куропатки… Сложно поймать и тех, кто живёт в труднодоступных местах. Например, большую чечевицу, которая живёт на высоте 3 тысяч метров. Очень красивая птица. Улары кавказские, альпийская завирушка – их тоже непросто поймать.
Долгое время фотоохота у меня была на кавказского тетерева. Только в этом году в Адыл-Су удалось подобраться близко и сфотографировать самку – в четыре утра на расстоянии двух-трёх метров. И там же сделал 20 фотографий самца в самых разных ракурсах.
Таких птиц легче сфотографировать, когда птенцы маленькие. Они ограничивают темп их движений, далеко не уходят от них, следят за тем, чтобы они успевали за ними.
У меня есть «телевик» (длиннофокусный объектив), но чем ближе подходишь к объекту со стандартным объективом, тем лучше.
– Какая птица больше похожа на вас?
– Сложно сказать. Могу просто назвать самых любимых. Большую чечевицу, например. Она очень красивая. Конечно, орлы. Их все любят.
Птицы часто напоминают людей своим поведением. Но, что интересно, у людей женщины ярче мужчин. У птиц пёстрыми во многих случаях оказываются самцы, а не самки. Это такая природная обусловленность – самки вынашивают яиц, и им лучше быть неприметными, не привлекать внимание хищников.
– А как относитесь к птицам в зоопарке?
– Я в зоопарк не хожу. Птицы всё-таки должны быть на свободе. А на фотосайтах, в которых я зарегистрирован, сразу же удаляют фотографии, сделанные в зоопарке. Можно ещё понять, если птиц содержат в больших вольерах. Я бывал в Берлинском зоопарке. Там условия максимально приближены к естественной среде – громадные скалы, клеток в основном нет, есть водяные ограждения.
– Ваш фотоальбом называется «Птицы Кавказа». Не хочется расширить географию?
– Меня больше привлекают именно наши птицы и наши пейзажи. Далеко ходить не надо. У нас много чего нами самими не увиденного.
Бывает, и звери попадаются. Лисицу у нас в Нальчике на Кизиловке удалось сфотографировать, например. Подружился с ней зимой, подкармливал её. Чистоплотная была: поест аккуратненько, косточки зароет в землю про запас.
Но больше всё-таки привлекают птицы. Это основное моё направление. В книге приведены названия птиц не только на русском и латинском, но и на национальных языках – кабардинском и балкарском. Сейчас, к сожалению, у нас редко кто помнит названия отдельных птиц. Знают только собирательное «бзу» – птицы и пять-шесть названий самых распространенных разновидностей. Вороны, сороки, голуби… Остальное забыто. И, думаю, большая польза этой книги в том, что эти названия на родных языках «возвращены». Наши предки были близки к природе, и они давали имена каждому встречающемуся в природе существу. Мы, их потомки, отдалились от природы и утратили многое.
– Получается, альбом интересен не просто любо-знательным людям, но и специалистам – биологам, лингвистам, фотографам, а также туристам…
– Что касается туристов… Знаете, есть такое популярное увлечение – фотобёрдинг. Это фотографирование птиц в их естественной среде, чем я, собственно, и занимаюсь. В нашей республике оно не так распространено. Но сюда приезжают люди из других городов и стран именно с целью фотографировать птиц. Это такой своеобразный туризм.
Есть ещё бёрдвотчинг – наблюдение за птицами, большей частью через бинокль. Просто следят, как они живут, как ведут себя. И людей, увлечённых этим очень много. В США 35 млн. бёрдвотчеров, это почти каждый десятый житель. Но у них это платно, поскольку всё практически находится в частном владении. И вот годовой оборот этого бизнеса у них – около 100 млрд. долларов. У нас всё бесплатно, но мало кто этим увлечён. Спецклубы есть только в больших городах. В республике никто организацией подобных сообществ, продвижению этого направления не занимается.
– Раз никто не занимается, может, вам самому взяться за дело?
– Нет. Оставим это молодым. Я знаю, одна девушка увлекалась этим, если не забросила. Ей, помню, отец купил атлас-определитель птиц.
– Сейчас есть множество смартфон-приложений – определителей птиц.
– Возможностей сейчас очень много. Главное – быть любопытными, любознательными, познавать мир вокруг.
Беседовала Марьяна Кочесокова