Нальчик

Мухадин Кишев. Признания вслух

Накануне своего 80-летия народный художник КБР Мухадин Кишев по традиции приехал в Нальчик, где пообщался с представителями прессы и поклонниками своего творчества.

80-летие – это вполне приемлемый возраст для подведения итогов, когда речь идет не только о богатой событиями и перипетиями жизни, но и плодотворном творчестве. Мухадин Кишев по праву считается одним из самых усердных и плодовитых представителей цеха искусства. Его кредо: идти в ногу со временем, пробовать всё, не стоять на месте.
Сам художник объясняет, как он понял, к чему необходимо стремиться ещё в самом начале своего профессионального пути:
– Будучи молодым, я посещал много выставок разных художников и заметил, что в ретроспективе их картины не менялись, они были однообразны. Я решил, что не хочу такого пути для себя. Хотел пробовать разные техники, приёмы, направления. Сейчас, оглядываясь назад, я знаю, что совершал ошибки, но в итоге сделал всё правильно.
Достигнув 70-ти лет, я начал каждый день благодарить бога за возможность жить и творить. Персональные выставки, как эта, дают мощный стимул для дальнейшей работы.
Художник также высказался и о наболевшей теме упреков общественности относительно его ПМЖ в Европе:
– Меня часто упрекают в том, что я покинул родину. Но это говорят те, кто не понимает специфики нашей работы. В советское время нам предоставляли мастерские, расходные материалы, у нас были заказы. Сейчас художники никому не нужны. Заниматься живописью в России стало дорогим удовольствием. За всё, в том числе мастерские, приходится платить, а заказов и заказчиков нет. В России состоятельные люди хвастаются деньгами. В Европе – личными коллекциями живописи и предметов искусства.
Наравне с юбиляром с гостями охотно общалась и его супруга Жаклин, которая за годы их супружества (а они женаты уже четверть века) успела стать для нальчан «своей». Присутствовавшую на встрече с художником публику больше интересовала не само творчество Мухадина Кишева, а его семейная жизнь и распределение обязанностей в семье.
На расспросы о роли жены в его жизни и творчестве художник отшучивается:
– Не было у бабуси забот, купила она двух поросят. Вот и у нас что-то вроде этого. Она со мной не знает отдыха и не узнает, пока я жив. За 25 лет жизни с ней я сделал больше, чем до неё. Она взяла на себя все организационные моменты, оставив мне время на творчество. Её вклад в дело моей жизни неоценим. Но вслух признаваться в этом нельзя (смеется). Не всё, конечно, так гладко. Бывает, я ухожу в работу, забываю о ней, не обращаю внимания. Она с обидой говорит: «Я тебе кто? Жена или секретарь?»
Жаклин в свою очередь говорит о встрече с Мухадином, как о подарке судьбы.
– Когда мы познакомились, мне было чуть больше 40 лет. Это был тяжелый момент в жизни. Распад семьи. Я вынуждена была переехать в Лондон.
Это был период упорной работы над собой в попытках преодолеть свои переживания и найти смысл и стимул к дальнейшей жизни. Тогда я решила для себя, что хочу посвятить свою жизнь поиску красоты. Красоты во всём: в работе, в людях, в отношениях. И в тот момент я познакомилась с Мухадином. Он привнёс в мою жизнь эту красоту. Это ответ на вопрос о том, что он для меня значит.
Я знала, что он из России, но я не знала, что он кабардинец. Позже я познакомилась с вашей культурой, историей, а потом и людьми и полюбила всё это. Здесь я чувствую себя как дома. Я благодарна ему и за это.
На пороге своего 80-летия Мухадин Кишев полон творческих идей. Свою работоспособность автор во многом объясняет болезнью, которая преследует художника последние 20 лет, и неуверенностью в завтрашнем дне. На всевозможные обследования, лечения, облучения художник вынужден тратить 6 из 12 месяцев в году. Залогом успешной борьбы с недугом Мухадин Кишев считает творчество:
– Каждый раз, когда за мной приходит смерть, Жаклин прогоняет её с порога со словами: «Иди, ему сейчас некогда. Придешь, когда картину допишет!»
Наш корр.