Нальчик

Валентина Шериева: «Семейные ценности возвращаются»

Острейшая проблема современности – кризис института семьи. Все говорят о снижении количества семейных пар и падении рождаемости, об утрате семейных ценностей и появлении новых, непривычных для традиционного общества, форм сожительства (даже живых людей с андроидами). Многих волнует крах привычных устоев.
Однако, ещё сто лет назад нам грозили таким же «крахом» футуристы, потом появились хиппи с «общинами». Однако общество отвергло модные идеи «свободной любви» и семья в традиционном понимании осталась и остаётся пока что главной ячейкой не только государства, но и общества. О ней и побеседовала корреспондент нашей газеты с начальником отдела ЗАГС г.о. Нальчик Валентиной Шериевой:

– Валентина Борисовна, в эти дни все бурно обсуждают повышение суммы материнского капитала. Стоит ли ожидать в нашем городском округе демографического бума от такого стимулирования деторождения?
– Это, конечно, хорошо, что наше правительство повернулось лицом к нуждам семьи. Теперь право на материнский капитал в размере свыше 466 тыс. рублей предоставляется и семьям, в которых с 1 января 2020 года родился или был усыновлен первенец. В случае рождения или же усыновления в таких семьях второго ребёнка размер выплаты увеличится на 150 тыс. рублей. Это ощутимая поддержка особенно для сельских жителей. За такие деньги в сёлах можно купить жилье или значительно улучшить жилищные условия.
Но я не знаю, будет ли демографический бум, связанный с этими выплатами. Разовыми, хоть и ощутимыми, денежными выплатами не обойтись. Семья будет чувствовать себя уверенно только тогда, когда глава этой семьи будет иметь постоянную работу и соответствующую зарплату. Чтобы это были не случайные заработки.
У нас сейчас стали возвращаться семейные ценности. Нынешним молодым больше импонирует модель крепкой большой семьи, как было у наших дедушек, бабушек. И, думаю, при хорошей работе и хороших социальных гарантиях такие семьи появятся.
– С чем, на ваш взгляд, связано это возвращение к «старым» ценностям?
– Во времена «перестройки» в 1980-е годы ценности, сформированные за прошлые века, потерялись. В обществе стали размываться понятия чести, совести, порядочности. На эти процессы оказывал сильное влияние мутный информационный поток, льющийся по всем каналам СМИ. Кардинальной переоценке было подвергнуто всё. Люди были в растерянности. Родители не могли дать традиционного воспитания своим детям, потому что порой они сами не отличали хорошее от плохого.
Но история движется по спирали. Сейчас уже разобрались и поняли, всё хорошее начинается с семьи. Раньше был лозунг: «Крепка семья – крепка держава». Если у человека в семье всё нормально, то и работается ему легче, и интереснее жить.
Чего не хватает нам, так это рабочих мест. Производства нет, люди отучились работать. Земледелие почти исчезло, животноводство в кризисе. Правда, садов стало больше. У нас такие природно-климатические условия, что грех самим не производить всё необходимое. Сейчас стало модно потреблять экопродукты. Но почему-то мы их ввозим из других регионов и даже стран. А что может быть экологичней овощей и фруктов, выращенных на своих землях, да ещё без всякой химии?
Кроме того, труд вырабатывает в человеке настойчивость и терпение. Эти качества необходимы для сохранения семьи. Раньше человек не карьеру делал, а медленно поднимался по должностным ступенькам. Если кто-то становился директором завода, то, как правило, выдвигался из числа тех, кто начинал в этом заводе простым рабочим.
Я не говорю, что сейчас всех надо вернуть к сохе. Настоящий управленец должен профессионально разбираться в своём производстве, а не быть «эффективным менеджером», присланным собственником. Человека, знающего производство изнутри, не проведёшь словесной мишурой о всяких «проектах», «инновациях» и прочих «прорывных технологиях». Опытный производственник знает, как рациональнее использовать ресурсы. И он пользуется уважением коллектива. Любому человеку нужна настоящая школа жизни, чтобы стать кем-то. Это не просто знание профессии, но и умение общаться с людьми.
И должна быть соответствующая оплата труда. Раньше нальчанка без высшего или средне-специального образования на нашем заводе полупроводниковых приборов получала вполне хорошие (по тем временам) деньги. Сейчас многие люди с дипломами работают официантами, но не потому, что не находят место по специальности, а из-за того, что у официанта заработок выше.
– При большей загруженности родителей работой не впадем ли мы в другую крайность – не останется времени на воспитание детей?
– Вот тут должен прийти на помощь институт бабушек и дедушек. Но ввиду того, что эти бабушки и дедушки тоже вынуждены работать (на одну пенсию не проживёшь), заниматься внуками тоже не могут.
– Поздних браков стало больше?
– Нет. Браки стали не поздними, а краткосрочными. Раньше разводились после 7-10 или 20 лет совместной жизни. Нынче могут после полугода развестись, даже после одного месяца. Но, к счастью, таких пар очень мало.
На днях одна женщина выступила в соцсетях с «криком души», что она не знает ни одной счастливой семьи в КБР, что все женщины несчастны, все мужья гуляют, пьют. У меня нет времени сидеть в соцсетях, а не то бы я ей ответила: «Есть в Кабардино-Балкарии счастливые семьи! И их очень много!» Просто счастливые женщины счастливы одинаково, они о своём счастье не кричат. За каждым криком есть какая-то неудовлетворенность. У счастливых нормальная семья, нормальные взаимоотношения и нет потребности рассказать о своём счастье всему миру, как те, кто трезвонит о своём несчастье.
– А с чем, на ваш взгляд, связана краткосрочность браков?
– Когда люди вступают в брак, они должны понимать, для чего вступают в брак. Не для того, чтобы сфотографироваться и в Instagram-е засветиться. Кроме прав, у каждого из нас есть обязанности. Человек не должен всё время что-то требовать от других, сам не отдавая ничего. Должна быть работа над собой, над отношениями. Соцсети – как заглядывание в чужие окна. Если на подоконнике цветут шикарные цветы – это ещё не говорит о том, что в самом доме комфортная обстановка. Часто выставляемый фасад оказывается ложным. Молодые женщины смотрят на красивые фасады других семей и хотят, чтобы у них было так же.
Муж говорит: «У меня такой оклад, мы можем себе позволить только это», – а она хочёт всё и сразу. Она видит в нём только человека, который должен её обеспечивать и исполнять её капризы. Сейчас опросы проводят: сколько должен зарабатывать муж? И кто-то вполне серьёзно отвечает: «300 тысяч рублей и выше в месяц». Раньше у нас были другие ориентиры при создании семьи.
– Кто должен сейчас ориентировать? Родители, школа, масс-медиа?
– Все вместе. Но ложное представление о семье у молодого поколения формируют соцсети. Конкурировать с ними не могут ни родители, ни школа. И разводятся у нас чаще по двум причинам: из-за вытаскивания из соцсетей надуманных проблем с последующей их «актуализацией» в семье и из-за того, что не сошлись мамы молодожёнов, т.е. ругаются не сами молодые, а их родители.
Когда мы выходили замуж, матери говорили: «Вот этот порог видишь? Нас не интересует, что у вас там за этим порогом происходит».
Как правило, девушки пытаются перенести модель своей семьи на модель семьи, в которую попадают. Излишне говорить, что это неправильно. Надо не перестраивать семью мужа, а подстраиваться под неё. Первые полтора года происходит «притирка», и психологически в новой семье зачастую бывает сложно. Но стоит эти полтора года выдержать, дальше будет легче.
Однако есть вещи, которые невозможно стерпеть и не стоит. Речь идёт о рукоприкладстве. Если муж ударил один раз, он ударит и во второй раз. Его не перевоспитать, не переделать. Поэтому не стоит надеяться, что он изменится. Раньше мужчины не били своих жен, в последнее время мы отовсюду только и слышим о домашнем насилии.
– Может, раньше просто не предавали огласке побои, терпели?
– Нет, такого массового схождения с ума не было. Если кто-то бил, его никто не поощрял. Причём сейчас бьют и женщины. Это вопросы не столько психического здоровья, сколько простого воспитания. Нет умения разговаривать друг с другом.
Есть и такая проблема – мужчины не ценят свою жизнь, своё здоровье. У нас рождается больше мальчиков. Но к тому возрасту, когда они должны жениться, их становится меньше. Это и аварии, и военные действия, некоторые кончают жизнь самоубийством. Плюс к этому – процент наркоманов и алкозависимых, есть и игроманы. За кого замуж выходить? А жизнь начинаешь ценить после 30 лет, а к 40 годам понимаешь, как прекрасно жить на белом свете. До этого понимания некоторые просто не доживают.
Какой бы обеспеченной и эмансипированной женщина ни была, есть вещи, которые необходимы ей для полного счастья. В первую очередь, любящий человек, надёжное мужское плечо. И его за деньги не купишь. Но надёжных мужчин очень мало.
– Люди начали пробовать другие, нетрадиционные, формы проживания вместе – «гостевой брак» или без юридического оформления брака…
– Если два человека договорились жить вместе без штампа в паспорте, наверное, они имеют право на какую-то поддержку даже от государства. Нет смысла их осуждать, каждый случай индивидуален. В этих браках декларируется максимум свободы и минимум обязанностей. Но я не думаю, что это сильно укрепит их взаимоотношения. Расписаться – это не просто процедура. После официальной регистрации меняется всё. Чувство большей ответственности всё-таки появляется. А семья предполагает ведение совместного хозяйства, рождение детей и их воспитание.
Некоторые, считая себя умнее других, утверждают, что семья – это пережиток прошлого. И живут по своим правилам. Но традиции складывались веками. Люди веками пробовали, ошибались и в конце концов выбрали оптимальные модели существования. И семья в своём традиционном понимании оказалась самой приемлемой формой. Надо это помнить и создавать крепкие семьи, ценить и беречь близких, быть надёжной опорой друг для друга.
Беседовала Марьяна Кочесокова