Нальчик

Печатная пресса – это вчерашний день?

«Есть люди, которые не верят даже прогнозам государственного метеорологического института, если не прочтут их в своей газете». Этим высказыванием чешского писателя Карела Чапека (его брат-соавтор Йозеф придумал слово «робот») можно было бы в полной мере охарактеризовать отношение людей к прессе в период расцвета советской периодики. Газете, сто лет назад ставшей для советского народа, по словам Ленина, «не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором» люди долгие десятилетия доверяли беспрекословно.

А как же иначе? Ведь все центральные издания имели штат высококвалифицированных журналистов. Политические, экономические статьи готовили профильные специалисты. Научные статьи писали люди с учёными степенями, а в литературных журналах печатались именитые писатели и поэты.
Тематическая направленность печатной периодики была самой разной, охватывала все сферы деятельности и интересов человека: сельское хозяйство, природу, кино, театр, спорт, науку. Была и детская пресса, которая, кстати, охватывала все возрасты. Для дошколят и первоклашек издавались «Весёлые картинки» и «Мурзилка», для ребят постарше – «Пионерская правда», «Костёр», «Комсомольская правда» и их региональные «клоны» по всем областям, краям, союзным и автономным республикам Советского Союза.
Центральные газеты (т.е. издаваемые центральными органами партии, ВЛКСМ, профсоюзов, министерств и ведомств СССР) имели разветвленную сеть собственных корреспондентов по всей стране и во многих странах. На территории, где их не было, направляли специальных корреспондентов с заданием осветить ту или иную тему.
В каждой редакции, включая «районки», был свой отдел писем, куда приходили сообщения о достижениях трудовых коллективов со всего «ареала» конкретного издания. (Для иллюстрации: в редакцию самой массовой (27 млн. экз.) газеты «Труд» в год приходило 3 млн. писем, на Центральное телевидение СССР с четырьмя каналами – 5 млн.).
Читатели часто жаловались на условия работы, несправедливость начальства, нечестность работников торговли и бытового обслуживания и многое другое. Для освещения особо вопиющих случаев несправедливости всегда выезжал корреспондент. Перепроверив жалобу, он публиковал критический материал, который никогда не оставался без реакции местных властей.
По разовому тиражу периодических изданий СССР занимал 1-е место в мире. Каждая четвёртая книга, издаваемая на планете, выходила в нашей стране. Несмотря на острую нехватку газетной бумаги, которая по идеологическим соображениям была очень дешёвой, подписка на газеты под эгидой КПСС никогда не лимитировалась. Исключением был лишь «Московский комсомолец», чей тираж ограничивался 400 тыс. экз. Бумага для офсетной печати в те времена была очень дорогой, именно таким способом «МК» и печаталась и была предметом зависти коллег в регионах, поскольку подписку умудрялась провести всего лишь за два дня.
В «лихие» 90-е многие наши сограждане потеряли свои сбережения, квартиры и прочее имущество во многом из-за привычки верить печатному слову. Поверив в обещание баснословных доходов, они понесли свои кровные денежки, а также заёмные средства во всевозможные «МММ», «Тибет» и прочие финансовые «пирамиды». Не может же, считали они, чтобы уважаемые газеты с миллионными тиражами публиковали лживую рекламу.
Их логику можно понять. В советскую эпоху пресса могла умалчивать и часто умалчивала о каких-то негативных вещах. Но откровенную ложь никогда не печатала. Поэтому нормальному человеку не могло прийти в голову, что кто-то может публиковать лживые объявления с целью выудить денежки у простодушных граждан.
Со сменой политического строя в России в 1991 году жёсткий идеологический контроль, начавший слабеть с началом горбачёвской «перестройки», ушёл в небытие. Печатные СМИ России, как и остальные хозяйствующие субъекты страны, переживали «шоковую терапию». В условиях действия «невидимой руки» рынка многие печатные издания канули в Лету, появились новые газеты и журналы. Они стали использовать всевозможные приёмы, чтобы читателя завоевать, зацепить. Возникли новые термины: «жареное» и «желтая пресса», и то и другое подразумевало сенсацию, что-то, что должно было заставить читателя обратить внимание.
Британский писатель Алан Патрик Херберт писал об этом так: «Газета больше радуется грешнику, перерезавшему горло возлюбленной, нежели праведникам живущим долго и счастливо». Эту цитату хорошо иллюстрирует ситуация в российском фильме «День радио», в котором персонажи ищут что-то душещипательное для благотворительного радио-марафона, и продюсер, отмахиваясь от позитивных событий, говорит: «Вот если бы произошло что-то плохое – это было бы очень хорошо».
Затем на смену серьёзным изданиям пришли развлекательные газеты и журналы. Они заманивали читателей скидками, купонами, розыгрышами и подарками, стараясь научить российского читателя совмещать полезное с приятным.
В наши дни печатные издания сдали почти все свои позиции. Многие из них закрылись, другие перешли в Интернет, третьи изо всех сил стараются удержать поклонников «старой прессы».
Таира Мамедова

Свое мнение об актуальности газет высказали некоторые из наших читателей
Раиса Гучаева, 66 лет, пенсионерка:
– Я всегда что-то выписывала. Старалась, чтобы это было не только интересно, но и полезно. В молодости в 1970-х любила журналы «Крестьянка» и «Работница». Там было много полезных советов по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, воспитанию детей и уходу за ними.
Для души выписывала литературный журнал «Юность», там публиковались все популярные в то время поэты. Для детей получала журнал «Наука и жизнь». Его можно было читать как художественную литературу. Большую часть этих журналов я сохранила, бывает, что-то достаю и просматриваю.
Из газет долгое время выписывала «Кабардино-Балкарскую правду», со временем она стала совсем скучной, перешла на «Советскую молодёжь». Сейчас ничего не выписываю. Всю интересующую информацию нахожу в Интернете. Многие сейчас продолжают покупать газеты из-за программы передач. Я телевизор не смотрю, поэтому программа мне без надобности.
Марина Тлостанова, 30 лет, работник банка:
– Газеты, журналы – это прошлый век. Кто на них подписывается в наши дни? Разве что пожилые люди, которые не могут пользоваться современными гаджетами. Большинство изданий имеют уже свои сайты и страницы в соцсетях. Зачем переводить бумагу, когда можно просто открыть страницу в Интернете и всё прочитать. Вообще, если раньше была проблема достать информацию, то сейчас проблема от неё спрятаться. Она повсюду. Хочу или нет, я всегда остаюсь в курсе основных событий, хоть и не подписана ни на какие новостные паблики.
Тимур Бахов, 40 лет, юрист:
– Помню, как ещё в 1980-е дедушка выписывал газету «Труд». И когда приходил свежий номер, я пытался первым схватить страницу с рубрикой, имевшей название что-то вроде «В мире», где публиковались короткие заметки об интересных событиях в разных странах.
Тогда же бабушка получала журнал «Здоровье» – по-советски качественное иллюстрированное издание со статьями, написанными специалистами. Мы были детьми и подолгу разглядывали картинки с язвами, переломами и порезами. Позже интерес переключился на журналы «Техника молодежи» и «Наука и жизнь». Зачитывали их до дыр, пересказывали друг другу статьи.
В «Науке и жизни», как сейчас помню, особо популярной была рубрика с советами по хозяйству, которые сейчас называют лайфхаками: использовать настольный вентилятор при резке лука, передвигать мебель, подложив пустые бутылки.
В 1990-е и в начале 2000-х годов выписывал журнал «Автопилот» и «GQ», покупал газету «Спорт-Экспресс». С развитием интернета, информация стала гораздо доступнее и уже давно ничего не выписываю.
Елена Шаова, 50 лет, медицинский работник:
– Выписываю «Газету Юга» себе и родителям уже давно, что бы быть в курсе того, что происходит здесь в республике. Остальную информацию можно получить и по ТВ. Родители раньше выписывали несколько республиканских изданий. Это было не так накладно, как в наши дни.
Не могу сказать, что они такие уж любители новостей, но газету читают с удовольствием. Приятный бонус – кроссворды – привилегия пенсионного возраста, отец без этого не может. Вообще, я думаю, сейчас уже мало кто выписывает газеты. В моём подъезде 12 квартир, а в почтовых ящиках на входе можно увидеть только квитанции и бесплатные рекламные рассылки.
Заурбек Кожев, 45 лет, предприниматель:
– Мы не выписываем ничего. Вся семья с планшетами, смартфонами, так что мы всегда в курсе последних новостей. В детстве, помню, много чего родители получали. И местные газеты, и известные по всей стране журналы. Я, кстати, с удивлением обнаружил, что некоторые из них до сих пор выходят. Не представляю, кто их сейчас выписывает.
Вся эта информация есть в Интернете. Можно было бы подумать, что дедушки и бабушки, но они, как правило, не могут похвастаться хорошим зрением и чтению предпочитают телевизор. Моя бабушка вообще его не выключает.
Марианна Сокурова, 57 лет, домохозяйка:
– Долгое время с конца 1990-х до недавнего времени выписывала журнал «Vogue». Все номера сохранила, лежат стопками на полках. Тогда это было интересно, сейчас уже нет. Всё то, что можно там увидеть и прочитать, есть в свободном доступе в Интернете, так что тратить деньги на бумагу уже стало нецелесообразно и дорого.
Я редко просматриваю новости в «сети», они только расстраивают. Муж это делает регулярно, он даже подписан на пару электронных еженедельных газет и канал «Дождь». Папа в свое время выписывал газету «Здоровье». Эта было самое популярное издание среди пенсионеров. Даже не знаю, выходит она сейчас или нет.
Аслан Гукетлов, 21 год, студент:
– Не помню, чтоб родители когда-нибудь выписывали газеты. Раз в неделю папа покупает программу передач – это всё. Ну и для дедушки покупает журналы с кроссвордами. А вообще, я сомневаюсь, что это сейчас необходимо. У нас спутниковое ТВ, как и у большинства. Там есть каналы, которые крутят новости сутками, хотя у нас дома этот канал не популярен. Папа с дедушкой смотрят Спорт-ТВ, мама иногда по выходным просматривает передачи про кулинарию и дизайн. Я вообще редко телевизор смотрю. Если хочу посмотреть фильм, то ставлю его на компьютере, а новости меня мало интересуют.