22 марта в 1907 году на улицах британской столицы появились первые автомобили, оснащённые специальными счётчиками. Лондонские извозчики особо не заморачивались – назвали счётчик «таксиметр», соединив в одном слове две составляющие – латинское taxa («цена, «плата») и греческое μετρέω («измеряю»). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, а самих извозчиков – таксистами.
В России первые таксисты появились в том же 1907 году. Но через десять лет, после Октябрьской революции, таксомоторы в Москве и других крупных городах России на время прекратили своё существование. И только 21 июня 1925 года в столице СССР вновь было открыто регулярное таксомоторное движение. Именно этот день, с легкой руки московских таксистов, считают днём рождения современного российского такси. Поэтому нынешние «бомбилы» могут дважды в год отмечать свой профессиональный праздник.
В поздние советские времена такси стало мерилом благополучия. Фраза «Советские люди в булочную на такси не ездят!», прозвучавшая в кинофильме «Бриллиантовая рука», очень точно отражает связь между такси и социальным статусом его пассажира. Если можешь себе позволить проехаться с ветерком, то ты – обеспеченный человек. Выходя из такси, бросаешь фразу водителю: «Без сдачи!» И невольно, а чаще намеренно, демонстрируешь свою успешность.
Во времена студенчества мой однокурсник всегда пытался поменять горсть медяков на купюру в один рубль, а потом проехать на машине с шашечками и рассчитаться барским жестом.
И таксисты очень чутко уловили в общественных настроениях момент тяги к барским замашкам. В конце 1980-х нальчикские таксисты, закрыв табло таксомера календариками с пышногрудыми девицами, на вопрос: «Сколько», – отвечали: «Сколько не жалко!» И пассажир, не желая выглядеть крохобором, молча доставал бумажник. Признаюсь, на этот развод попадался и я. А избавил меня от «комплекса крохобора» гость из Первопрестольной. Он просто насыпал мелочью 20 копеек – столько стоила посадка в такси. Спор на повышенных тонах закончился освобождением табло таксометра от печатной продукции. И оказалось, что там чистые нули. Таксист на государственной машине (и на государственном топливе) вообще не включал счётчик и работал на свой карман.
Как отдельная категория общественного транспорта, такси прошло большой эволюционный путь, приобретая по ходу чёткие атрибуты. Первые лондонские такси были зелёного и красного цветов. Но недолго. А потом им на смену пришел жёлтый цвет, который во всем мире считается традиционным для этих машин.
Появился этот канареечный цвет с лёгкой руки американца Джона Хертца, основателя компании Hertz corporation. На автомобильном рынке при продаже новых автомобилей он принимал старые автомобили в счёт уплаты, потом этот «неликвид» перекрашивал в жёлтый цвет и использовал их в качестве такси. Естественно, такие яркие автомобили легко было заметить на улицах города. Идея оказалась удачной, позже ею стали пользоваться почти все аналогичные компании.
Ещё одним узнаваемым символом такси стал узор в виде шашечек. Согласно одной из версий, первый шашечный узор появился в 1920-х годах на машинах американской компании, которая заимствовала их из гоночной символики. Он должен был привлекать внимание клиентов и подталкивать их к мысли о быстроте передвижения.
Быть водителем такси нелегко. Во-первых, он должен мастерски управлять автомобилем, ведь перевозка пассажиров – занятие более ответственное чем доставка грузов. Во-вторых, у таксиста на практике продолжительность трудового дня зависит от обстоятельств. Зачастую ему приходится работать в выходные и праздничные дни, а также в ночную смену, а «рваный» распорядок дня часто приводит к проблемам со здоровьём.
Но самый существенный недостаток профессии таксиста – это вынужденное общение с самыми разными людьми, необходимость доставить в назначенное место любого клиента, с терпением относясь к его нестандартному поведению.
Но сейчас на улицах Нальчика ездят такси, представляющие добрый десяток различных фирм, не говоря уже о частниках. Понятно, что чем выше конкуренция, тем ниже цена. А когда появились интернет-фирмы («Яндекс-такси» и «Сити-лайн»), поездки в такси стали доступными практически для всех категорий граждан.
Недавно с супругой и двумя сыновьями вызвал такси, чтобы проехать с микрорайона «Искож» до угла улиц Идарова и Суворова. Услуга обошлась в 60 рублей. А если бы воспользовались «маршруткой», потратили бы 80 рублей. Вот вам и оптимизация.
Но в этом есть и второе «дно». Заключив соглашение с представительством интернет-такси, можно совмещать извоз с основной работой. К слову, этим увлекается немало людей. Поэтому День таксиста – это практически праздник всех. Ведь либо нас кто-то везёт, либо мы кого-то везём.
Виктор Шекемов