Нальчик

В рясе на трассе

В последние годы в наш обиход прочно вошло выражение «ничего личного, только бизнес». Причем, трактуется оно весьма своеобразно. Мол, любую подлость можно оправдать. Главное, чтобы собеседник понял, что в основе лежит попытка подзаработать.

А каковы главные, краеугольные принципы бизнеса? Тут все до неприличия просто. Главное – извлечение прибыли. То есть, нужна разница между доходами и расходами. Следовательно, максимально увеличиваем доходную часть, а расходную пытаемся снизить до нуля.
Как шутил один из классиков – самое выгодное «продавать воздух». Многие и воспринимали это как шутку. А кто-то принял, как руководство к действию. На одном из чемпионатов мира по футболу (они проходят раз в четыре года и привлекают многомиллионную армию туристов) организаторы стали продавать небольшие целлофановые кульки с логотипом чемпионата. Внутри они были наполнены воздухом, но не простым, а со стадионов турнира. Товар бойко шел по 15 долларов за кулек, себестоимость которого была меньше одного цента. Идеальная бизнес-модель.
Но у нас народ творческий, поэтому шел поиск бизнеса, который вообще не требует расходных материалов. И идея нашла воплощение.
На одной из российских трасс человек, отдаленно похожий на православного священника (по крайней мере, ряса убеждала в этом), предлагал проезжающим освятить транспортное средство. Причем, он не скрывал, что поддерживает отечественного производителя. За освящение джипа требовалось заплатить 150 рублей, за иномарку – сотню. А продукция авто-ВАЗа шла всего по полтиннику.
Обещал батюшка и гарантию. И хотя гарантия – это документ с подписью и печатью (а рядом не было даже столика), никого это не смущало. Ведь священник не будет врать!
Можно, конечно, рассуждать, что налицо мошенничество. И люди с техническим паспортом на транспортное средство платят деньги за воздух. Так-то оно так, но купить себе спокойствие за какие-то 50 рублей – что может быть приятнее и доступнее. Не зря ведь Александр Сергеевич Пушкин писал:
«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!».
И не важно, идет речь о любви или о бизнес-модели. Законы человеческих взаимоотношений работают одинаково.
Виктор Шекемов