Нальчик

Нужна ли цензура для наружной рекламы?

Стыдно признаться, но я родился не просто в прошлом веке. Я появился на свет еще в прошлом тысячелетии. И я хорошо помню время, когда не было наружной рекламы. Были различные стенды с информацией, но их было гораздо меньше, чем сейчас. И в них не было коммерческого интереса. Как сказал один из классиков советского юмора: «Меня бесят, когда мне рекомендуют летать самолетами «Аэрофлота». Но ведь других самолетов в СССР нет!». Сейчас в стране столько авиакомпаний, что подобная шутка просто неуместна. Никто не берется спорить, что реклама – двигатель торговли. И каждый рекламодатель хочет от каждого вложенного рубля получить мак- симальный экономический эффект и пытается оригинальничать.

Когда-то название «Синдика» у нальчан ассоциировалось не с крутой фирмой, не с гостиницей и не с вещевыми рынками. Для жителей республиканской столицы это была рекламная газета. Ее читали практически все. Тогда же появилась фишка – публиковать объявление в формате «вверх ногами». Как объяснял мне главный редактор Хазрет Ш., такое объявление прочитает гораздо больше людей. Поэтому и цена за него выше. Наружная реклама живет по тем же законам, что и газетная.

Потребителя нужно «зацепить», чтобы он приобрел рекламируемый товар. Но порой, гуляя по нашему красивому городу Нальчику, понимаешь – мало одного желания креативить, нужен еще и вкус. Было время, когда магазин сантехники, расположенный в торговом комплексе «Яблоко», вывесил на фасад огромный баннер. На нем был изображен унитаз. А под ним крупными буквами шел текст «Утро начинается не с кофе». И хотя это вызывало понимающие улыбки, но очередь в магазин не стояла. Чуть позже увидел клон этого баннера. На фасаде зоомагазина над той же надписью «Утро начинается не с кофе» была изображена маленькая собачка, держащая в зубах ошейник с поводком.

Следом идею стали использовать салоны со- товой связи, только вместо унитаза и собачки они изобразили смартфон и значки популярных социальных сетей и мессенджеров. Забавно выглядел баннер возле магазина стройматериалов. На нем был изображен мешок цемента и металлический тазик. Надпись тянула на подстрекательство к убийству: «У Вас есть враги – у нас есть цемент». Чувствовалось, что крестный отец дон Корлеоне – это любимый герой владельца магазина. Интересный подход к рекламе и у людей, не забывших еще те минимальные знания, что были получены за школьной партой. Профильная секция разместила на стене спортшколы объявление «Бесплатный обучающий курс по стрельбе». Для усиления эффекта рядом был изображен классик русской литературы Александр Сергеевич Пушкин и, якобы, его признание: «Стрелял бы я лучше, написал бы еще пару строк!» Так можно далеко зайти.

Например, в фирменном салоне «Оптика» объявить распродажу моноклей. А лицом акции сделать Михаила Илларионовича Кутузова. А услуги сурдопереводчика можно поручить литературной паре «Герасим – Му-му». А в рекламе микрофинансовых организаций использовать образ Иуды с тридцатью сребре- никами. На высотной металлоконструкции, расположенной на углу улиц Кирова и Фучека, одна фирма разместила в натуральную величину фото- графию северокорейского лидера Ким ЧенЫна с «говорящим» слоганом «Взрывные цены». У любого слова есть своя энергетика. Взрыв ассоциируется с чем-то огромным. И нужно, на мой взгляд, рекламировать не взрывные цены, а взрывные скидки. Я могу себе представить судьбу этих пиар-технологов, если бы они подобный баннер разместили в зоне влияния Ким Чен Ына. Уж взрывом мозга точно бы не обошлось Не исключаю, что в даль нейшем рекламные агентства начнут использовать изображения других диктаторов – чилийца Аугусто Пиночета, румына Николае Чаушеску, … Хорошо, что Адольф Гитлер и Бенито Муссолини вне закона. Понятно, что ввести цензуру на наружную рекламу очень сложно. Остается воспитывать вкус у игроков в этом сегменте рынка.

Артур Кофр