Нальчик

Лучи сухого солнца

4 декабря в Национальном музее КБР открылась персональная выставка Руслана Мазло «Лъагъуныгъэ/Узрение». Это стало, по сути, первым публичным мероприятием после реконструкции музея, которое помимо непосредственно экспозиции включало в себя мастер-класс по изготовлению арджэн от Мазлоева, демонстрацию фильма фотокорреспондента нашей газеты Тамерлана Васильева о работе Руслана и выступление группы «Jrpjej».

Художник, работающий с рогозой, сегодня вышел уже далеко за пределы традиционного адыгского декоративно-прикладного искусства плетения циновок-арджэн. Можно сказать, что от ремесла остался только материал, который в руках Руслана продемонстрировал свои неординарные и неисчерпаемые возможности. Каждый раз после очередной выставки (а Руслан проводит их с завидной регулярностью) думаешь: что еще можно сделать с этой рогозой? какие пути найдет автор в этот раз? И Руслан находит! Поразительные, а порой и парадоксальные в своей простоте пути: цвет, объем, пространственное решение и, наконец, концепт. Серия солярных знаков-символов, абстрактные живописные и графические полотна, переосмысление вечных мотивов в искусстве и полотен Ван Гога – все это творчество Руслана Мазло. А теперь к этому добавляются еще и объемные фигуры, в которых каждый увидит что-то свое, но сам художник говорит, что свое вдохновение (хотя не любит это слово и не верит в мифическую природу самого явления) черпает в простых вещах, в тех шедеврах, что уже созданы самой природой: ульях диких пчел, гнездах стрижей, проделанных в глине в отвесный обрывов у берегов бурных рек… Глубину этой «природности» придает и тот самый материал: сложно найти нечто более экологичное, чем золотистая, словно впитавшее солнечный свет, рогоза, заготовкой которой Руслан занимается собственноручно. И этот продолжительный многоуровневый контакт с материалом придает каждой работе теплоту, трудно определяемую рационально, но безусловно ощущаемую зрителем на эмоциональном уровне. Из этого взаимопонимания художника и его произведения, наверное, и происходит название выставки «Лъагъуныгъэ», которое переводится с кабардинского языка не только как любовь, но и способность видеть, разглядеть тайное, возможность познания. И то, что центральным значением слова остается любовь, становится яркой иллюстрацией ментального осмысления любви как главной побудительной силы к познанию – другого человека, мира и, конечно же, самого себя. Через эту самую любовь к миру Руслан Мазло раскрывает глубины собственного творческого я, своей фантазии, границ воображения, способности к трансформациям и изменениям. Пред открытием экспозиции, улучив момент, когда посетители еще не начали собираться, мы поговорили несколько минут с Русланом, успев обсудить широкий круг вопросов – от природы вдохновения художника до технологии производства его объемных «скульптур». И о самом большом счастье для художника мы, конечно, тоже поговорили: «Я работаю как бы с изнанкой любой работы, и бывает так, что за весь процесс я ее даже не разворачиваю, чтобы что-то сверить или проверить. Если долго работал над композицией, то иногда, поставив ее, даже не смотрю сразу на то, что получилось – оставляю минут на десять. Когда работа состоялась – это большое счастье для художника, на самом деле все делается ради этого мгновения – когда развернул работу, посмотрел на нее впервые и понял, что все случилось»!

Марина Битокова