Нальчик

Мужчины в самом расцвете сил

В 2018 году наш любимый «Квартет И» взялся за российскую адаптацию парадоксально популярных по части ремейков итальянских «Идеальных незнакомцев». Самая короткая и емкая рецензия, которую я по этому поводу слышала, звучала так: «Это выглядит, как конспект оригинала». Дальше можно было бы не продолжать, но поговорить все же хочется.

Этот пример, мне кажется, сделал очевидным тот факт, что ребятам из квартета совсем не идет чужой текст. Он им просто противопоказан. Навязанные кем-то из вне ситуации, придуманные отношения, чужие сценарии – не про них все это. И все же в «Громкой связи» актеры сделали нечто очень важное, совершили тектонический мини-сдвиг: примерили на себя не просто непривычные, но и самые неожиданные амплуа. Словом, поработав над ошибками и взяв на вооружение собственные достижения (это без иронии), Ларин, Барац, Хаит и Демидов придумали оригинальное продолжение, которое, к тому же, еще и новогоднее, – «Обратная связь» (2020) в постановке Алексея Нужного. Ожидание выхода фильма было окрашено двумя основными эмоциями: легким опасением увидеть новую «Громкую связь» и надеждой на то, что повторится настроение «О чем еще говорят мужчины» (2011). Истина, как всегда, оказалась где-то посередине – новый фильм совсем не похож ни на один из названных. Достигается этот эффект прежде всего той сменой амплуа, о которой я уже сказала, но в отличие от «Громкой связи» здесь вся эта идея выглядит более выдержанной и органичной. В самом деле, могли бы мы представить себе Камиля (Камиль Ларин) умудренным верным мужем Левой, Славу (Ростислав Хаит) – дерганным, озлобленным и прижимистым Борей, Лешу (Леонид Барац) – брутальным Вадиком, а Сашу (Александр Демидов) – неудачником Димой, заедающим стресс? Кстати, фокус со сменой имен оказался весьма удачным, иначе мы бы и дальше воспринимали каждый новый фильм как продолжение «О чем говорят мужчины» (2010). В разговорном жанре этим ребятам вряд ли кто-то сегодня может в нашей стране составить хоть какую-то конкуренцию: игра слов, глубокие монологи, искрометные диалоги и за всем этим многоуровневость человеческой жизни, проблемы во взаимоотношениях друг с другом. Этот психологизм, может, и не воспринимается зрителем именно с такой формулировкой – мы-то привыкли под этим подразумевать толстовские и достоевские рефлексии и диалектику души. Но, ХХ, а вслед за ним и XXI век учит нас тому, что говорить о глубинах человеческой души можно и с улыбкой, а иногда и сквозь смех. И вся эта новогодняя кутерьма с выяснением отношений, внезапными откровениями, переоценкой ценностей раскрывает характеры героев настолько ярко и точно, что впору говорить о неопсихологизме, который както связан с постиронией и прочими модными терминами. Когда-то, после «О чем еще говорят мужчины» – другого новогоднего фильма «Квартета И», я подумала, что появление женщин украсило эту мужскую компанию, и все ждала, когда же выйдет «О чем говорят женщины». Теперь мы примерно знаем, о чем: Ева (Мария Миронова), Алина (Ирина Горбачева) и Катя (Анастасия Уколова) готовы поделиться сентенциями о себе, своем браке и мужских недостатках и друг с другом, и со зрителем. И делают они это настолько блестяще, естественно и заразительно, что к середине фильма и не скажешь-то, на чьей стороне – мужской или женской – преимущество по части увлекательности диалогов и глубины внутренних переживаний. Россыпь шуток, в которых ностальгически вспоминаются танцы на советских дискотеках, юношеские мечтания, и дискуссия о том, что теряет «Ирония судьбы», если ее скачать, а не искать в сетках телеканалов, – все это не только не заслоняет, но и ярче оттеняет рефлексии создателей «Обратной связи». И, в первую очередь, их занимает время – его неумолимость, ускорение и особый суд, который оно выносит каждому из нас. Со времен первого фильма «Квартет И» прошло 10 лет, и ребята, конечно, за это время не помолодели. Но у возраста есть и преимущества: стиль, юмор и мировидение настаиваются и приобретают благородную умудренность – размышления приходят на смену остроумным наблюдениям, а поиски приключений – осознанию того, что же все-таки главное в жизни. Недаром в фильме столько раз звучит фраза «Но любим-то мы его не за это». Вот эта любовь и становится самым неожиданным и важным итогом определенного жизненного рубежа. Иными словами, у мужчин в самом расцвете сил (назовем это так) есть то, что недоступно мужчинам среднего возраста.

Марина Битокова