Нальчик

Из Нальчика в Москву на байдарках

Когда я недавно работал над книгой по истории ДОСААФ Кабардино-Балкарии, меня очень заинтересовал один эпизод из славной истории оборонного общества республики. Оказывается, ещё до Великой Отечественной войны был проведён переход на байдарках из Нальчика в Москву. Как же это возможно — переход на байдарках из столицы кавказской автономной республики в Москву, по каким водным маршрутам? Оказывается, возможно! Тогда за этим переходом следила вся страна, о нём писали в газетах, в том числе в газете «Советский спорт». О том, как появилась идея этого перехода, о его трудностях рассказал журналисту Юрию Баранюку ещё в 70-е годы Алексей Федотович Швец, самый молодой участник легендарного перехода на байдарках по маршруту «Нальчик – Москва», заслуженный учитель Кабардино-Балкарии, отличник физической культуры, пятьдесят лет отдавший воспитанию подрастающего поколения Кабардино-Балкарии. Позже я нашёл ещё кое-какие материалы об этом историческом переходе, о дальнейшей судьбе их участников.

СТАРТОВАЛИ ПОД КОМАНДУ «ВПЕРЁД, ОРЛЫ!»

В своё время по всей стране прогремел переход на байдарках из Нальчика в Москву. А было это в тридцатых годах, когда спортивному энтузиазму молодёжи не было границ. Инициатором развития этого вида спорта в Кабардино-Балкарии стал председатель областного Комитета физкультуры и спорта Алексей Владимирович Маревичев, бывший ленинградец, человек высокой культуры, с многогранными интересами. Особое значение придавал он физическому воспитанию и был всесторонне развитым спортсменом. Не раз сам прославлял КабардиноБалкарию рекордами, был участником велопробега «Нальчик – Ленинград». Ещё с зимы 1936 года студенты педагогического училища и института начали мастерить байдарки, а летом на озере около села Приближного опробовали их. Тренировались регулярно в течение месяца на озере, выезжая потом на Терек. Семнадцатого августа решено было в честь 15-летия Кабардино-Балкарской области провести переход на байдарках по маршруту «Нальчик – Махачкала». Участвовало всего семь человек и прошло всё удачно. И тогда год спустя возникла идея в честь 20-летия Великого Октября пройти на байдарках до Москвы. Эту мысль поддержали не только в областном комитете ОСОАВИАХИМа, но и в обкоме партии. Десять человек вошли в состав интернациональной команды. Среди них студенты: Грант Оганьянц (будущий Герой Советского Союза), Георгий Пелихов, Шис Бленаов, Жамал Чеченов, Алексей Швец, Владимир Тараканов, колхозница Маржан Шинахова, учитель Гелис, сам Алексей Маревичев и кинооператор Асланбек Каиров. Кто же они, эти отважные люди? Командиром похода был назначен студент пединститута Жамал Чеченов, балкарец; его кипучую энергию, стремительность, ловкость уже успели оценить участники предыдущего похода. И вот теперь он по праву возглавил группу. Политруком избрали Георгия Пелихова, терского казака, выпускника педтехникума, он уже преподавал в Красноармейской вечерней школе. Смелый, волевой, выдержанный, пользовался большим авторитетом. Пожалуй, лучше других был подготовлен физически армянин Грант Оганьянц. Педрабфаковцы Шис Бленаов — кабардинец, Владимир Тараканов — русский, Алексей Швец — украинец, преподаватель педтехникума Алексей Маревичев — русский, Маржан Шинахова — кабардинка, кинооператор Асланбек Каиров — осетин. Вот такая многонациональная команда отправилась в далёкий и трудный путь. 18 июля 1937 года там же, у моста на реке Урвань, вблизи от села Новоивановское, был дан старт этому удивительному походу, который продолжался долгие 86 дней. Стартовали под команду: «Вперёд, орлы!», её подал первый секретарь областного комитета партии Бетал Эдыкович Калмыков.

И ЛОДКИ ЗАЛИВАЛО, И ПРОБОИНЫ ЛАТАЛИ

На первом 8-дневном этапе до моря по притокам Терека Урвани, Малке, а затем по самому Тереку проходили до 250 км в день, но это требовало нечеловеческого напряжения сил. Этот этап — самый трудный и опасный. Подводные камни, коряги, неожиданные повороты, бешеная быстрота течения грозили байдаркам. Но через 8 дней участники перехода благополучно добрались до Каспия. Здесь им устроили горячую встречу, и после кратковременного отдыха они пустились вверх по Волге. В пути спортсменов радушнее всех принимали бакенщики. На всю жизнь остались в памяти доброта, щедрость, искренность этих простых тружеников голубых просторов. Были летние восходы и закаты. Незабываемые вечера у костра, уха из осетрины, жареная стерлядь. Вскоре после Астрахани поднялся сильный ветер, доходивший до 10 баллов. До самого Сталинграда, куда шли целых 10 дней, ветер не утихал. Волны доходили до 1,5-2 метров, байдарки трепало, заливало водой. Алексей Швец вспоминал: «Волга понравилась. Но дважды я был наказан ею. Первый раз за ротозейство. Лодку не закрепил — и её снесло. Все спали, а я два километра догонял её. Второй раз — где-то в районе Ярославля мы напоролись на якорь. Байдарку тут же залило водой. Пришлось прыгать в воду, снимать наше судёнышко с якоря, вытаскивать на берег, ремонтировать». В Сталинграде пришвартовались на водной станции им. Баранова. Здесь яркую встречу с общественностью города организовали руководители области, физкультуры и спорта. Отдыхали в Сталинграде два дня. За это время побывали на экскурсии. Большое впечатление у всех осталось от посещения Сталинградского тракторного завода. Следующим крупным городом был Саратов. Сюда на митинг прибыл по поручению Бетала Калмыкова мастер спорта Иван Павлович Харагезян, который вручил участникам похода черкески, рубашки, брюки, сапоги, тёплые фуфайки. Они очень даже пригодились в пути. А вот в городе Энгельсе, столице немцев Поволжья, прямо на берегу для байдарочников и всех встречавших соорудили длинный стол с обильным угощением. Немало было в походе трудностей. Есть на Волге так называемая Самарская дуга, где река образовала крутой поворот. Здесь пришлось тащить байдарки на плечах целых четыре километра, чтобы сократить путь. В Ульяновске с интересом посетили музей В.И. Ленина. И снова в путь. Быт на плаву своеобразен, но постепенно становится привычным, каждый научился делать всё: варить, стирать, чинить обувь, шить. Утром подъём, физзарядка, приготовление завтрака, причём занимались этим почти все. Одни рубили и кололи дрова, другие разводили костёр, третьи готовили еду, а кто-то накрывал на стол и убирал посуду. А кинооператор Асланбек Каиров снимал фильм, фиксируя на плёнке хронику многодневного похода. Большое впечатление на всех произвела столица Татарии Казань, города Горький, Ярославль. Впечатление от Рыбинска несколько подпортили сильный дождь и шквальный ветер, видимость была плохая, и подходили вечером к причалу под фонарём «летучая мышь». Старались не потерять в темноте ни одного человека. Олег Лубан Фото из госархива КБР, из газеты «Социалистическая КабардиноБалкария»

Окончание в следующем номере

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *