Нальчик

Четырёхдневка: За? Против? Воздержавшиеся?

Летом 2019 года тогда еще глава правительства Дмитрий Медведев вслед за Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) впервые заявил о возможности введения в будущем четырехдневной рабочей недели и поручил Минтруду оценить влияние новых условий на производительность труда и экономику страны в целом. Минтруд «домашку» выполнил, но прямого ответа на поставленный премьером вопрос в своём докладе так и не представил.

В министерстве отметили, что подобная поправка трудового графика имеет и “плюсы”, и “минусы”. В числе недостатков — увеличение издержек на рабочую силу и себестоимость продукции. Среди безоговорочных “плюсов” — повышение эффективности труда, трудоспособности. Ко всему прочему у людей появится больше времени для профессионального и личностного развития, семью и отдых. В 2020 году, в свете новых условий борьбы с COVID-19 и повсеместным переводом большинства людей на удалённую форму работы, разговоры о четырёхдневке приобрели новый смысл и актуальность. Несмотря на явные преимущества, сокращение пятидневной рабочей системы не так однозначно и вызывает много вопросов как у экспертов Минтруда, так и у вышестоящих чиновников. Недавний опрос IT-сервиса по поиску работы и подбору сотрудников Superjob выявил, что четырёхдневку поддерживает лишь 30% россиян, причём большая часть из них предполагает, что подобное решение должно приниматься на уровне руководства той или иной компании. 23% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос из-за наличия некоторых “но”, к примеру: Что будет с заработной платой?; Как быть с планом и увеличением нагрузки? и т. д. Тем временем Европа, впереди планеты всей, уже проработала пилотный проект четырехдневной рабочей недели и планирует запустить его уже осенью этого года. Эксперимент рассчитан на три года, всего в нём примут участие около 200 компаний, как частных, так и госкорпораций. Что об этом думают испанцы, нам, увы, неизвестно, но мы совершенно точно можем поинтересоваться мнением наших читателей.

Таира Мамедова

БЛИЦ-ОПРОС:

Как вы относитесь к сокращённой неделе?

Лина Мафедзова, работник СМИ:

— Скорее всего, против. И совсем не потому, что всё новое — это неизведанное и страшное. Зона комфорта нашего общества сегодня — это, естественно, пятидневка. Думаю, в скором времени все-таки четырёхдневную рабочую неделю введут. Тяжело перестраиваться будет, сильная вещь привычка. Годами устоявшиеся два дня отдыха, в которые ты должен вместить все домашние дела и даже больше. К тому же, чисто логически, всю рабочую нагрузку пяти дней нужно будет распределить на четыре? В успех этого с трудом верится.

Залина Шаваева, юрист:

— Я против. Во-первых, непонятно, что с зарплатой, во-вторых, как выполнять за четыре дня пятидневную норму работы. Вообще у меня сейчас итак получается четырёхдневка, а хочется больше. Я бы и в воскресенье работала, если бы можно было. Сказывается долгий декрет и недостаток общения.

Мадина Отарова, экономист:

— Я как мама дошкольников, конечно же, проголосовала бы за четырёхдневную рабочую неделю, либо сокращение количества часов в пятидневной. С маленькими детьми всегда не хватает времени, короткий рабочий день существенно облегчил бы жизнь молодым мамам, и уверена никак не отразился бы на эффективности работы, а может, и повысил бы её.

Венера Боташева, офисный работник:

— Я — за! За нашу зарплату надо приходить, здороваться и уходить, так что, и четырёх дней много. Увы.

Марина Хутова, бухгалтер:

— Не могу высказаться ни за, ни против. Всё зависит от обстоятельств. Я думаю, что четырёхдневку введут в любом случае, но это коснётся не всех. Как можно перевести на четырёхдневку врачей, учителей, представителей торговой сферы, транспортной? Как можно заставить частные компании сократить рабочие дни? Это коснётся лишь небольшого числа бюджетного “офисного планктона”. И я более чем уверена, что это послужит в дальнейшем оправданием для снижения заработной платы, хотя сейчас они утверждают обратное.

Наталья Иванова, социальный работник:

— Двоякое отношение. В целом, конечно же, было бы здорово. Но, однозначно, это используют в качестве предлога для снижения зарплаты, которая и без того невелика.

Анета Танашева, педагог:

— Однозначно против, так как усилится нагрузка на эти четыре дня. Мы едва успеваем уложиться по программе в “шестидневку”. Как это можно осилить за четыре дня? Я не вижу возможности.

Заур Балкаров, работник СМИ:

— Я — за, если на заработной плате не скажется. А если увеличится, то точно — за!

Анзор Керефов, строитель:

— У нас в стране все любят “рубить с плеча”. Переводить всех на четырёхдневку, на мой взгляд, неоправданно, и люди это прекрасно понимают. Мало кто отзывается об этом положительно. Вместо этого было бы гораздо логичнее создать более гибкие условия труда для мам, которые вынуждены совмещать материнство и хлопоты по дому с работой. Сделать укороченный рабочий день и, к примеру, предоставлять отпуск в период школьных каникул. Вот за это, я думаю, проголосовали бы все единодушно “за”.