Нальчик

Гастролёры

Много лет назад у меня был конфликт с авторитетным федеральным изданием, в котором появилась статья о тяжелой жизни в КБР и тяжком бремени местных аборигенов, тянущих на себе непомерный груз клановости и других местных достопримечательностей. Потом в сканворде я прочитал определение «родовое сообщество на Кавказе», с удивлением обнаружив, что по клеточкам и пересечениям подходит только слово «клан». С тех пор, как известный чиновник запустил в оборот термин «лицо кавказской национальности», а не менее известный разоблачитель и оппозиционер, ездящий на «Майбахе», решил, что «хватит кормить Кавказ», утекло немало родниковой воды и нарзана, но арба не сильно сдвинулась с места.

Это показал и фильмрасследование о бесправном положении кавказских пленниц, где почему-то к угнетенным женщинам Востока подошли избирательно, как-то благополучно обойдя женский вопрос в Чечне и Осетии. Ну, оно и понятно из титров фильма и того, что у Рамзана Ахматовича особо не забалуешь, составляя отдельный график извинений на всех площадках. Я даже не о том, что Нальчик в фильме «Редакции» притянут за не самые большие уши, и не о самом фильме, об который уже сломано много копий и луков, как о самой кавказской тематике в федеральных СМИ, которая преобразовалась, но попрежнему является экзотической для российского обывателя.

Кавказ перестал быть горячей точкой в военном смысле, но остался горячей точкой для «жареных» фактов. Но я даже не о лихости федеральных каналов, время от времени совершающих кавалерийские наскоки на информационное пространство Северного Кавказа, и даже не о том, что гастролирующие здесь журналисты не утруждают себя правильным запоминанием местных фамилий и названий населенных пунктов, а о том, что всякая информация, пусть даже бредовая, переданная под логотипом любого, но центрального ТВ, почему-то большинством воспринимается, как истина в последней инстанции. Когда об этой же проблеме трубят местные глашатаи, все сказанное ими воспринимается, как чей-то заказ, ангажированность или другие коллизии. Но стоит какой-нибудь девчушке с заимствованным у Парфенова напором заявить что-то в камеру, как тут же ей все начинают верить. Началось это не сегодня. Помню, как съёмочные группы центральных каналов и корреспондентов газет ещё в советские времена встречали и провожали с помпой, обеспечивая им здесь полный пансион с набором ништяков, ценными подарками и призами.

Мы – местные щелкопёры и папарацци во время поощрения коллег, прибывших из столиц, чувствовали себя не очень комфортно, так как все материалы коллегам шли через нас. Но кто об этом серьезно задумывался… В своём отечестве пророков нет, а даже если и есть, то любой ревизор из центра, более пророчен. И ладно бы, если Кавказ был точкой притяжения специалистов, которые видят в нем добрейших людей, особенности природы и уникальность региона. Бесспорно, и это есть. Но сильны ещё стереотипы, на которых можно сделать хайп, и при случае сказать знакомым, что посетил горячий Кавказ, где, рискуя жизнью, снял репортаж с петлей на шее. Прожив несколько лет в других регионах, для себя я уяснил одно… Самые красивые и воспитанные люди живут у нас. И это не тщеславие, и не желание показать своё превосходство. Но не стоит приезжим гастролерам делать микс из светлого и темного. Этот коктейль не всегда можно принимать вовнутрь. Хватит кормить Кавказ байками о нём. Кавказ – разный. И за Тамбуканом тоже есть, о чем рассказать с ужасом.

Арсен Булатов, главный редактор