Нальчик

Мечты и сны в коллажах Заины Эль-Саид

3 августа в Нальчике открылась выставка иорданской художницы черкесского происхождения Заины Эль-Саид. Много лет автор работает в технике цифрового коллажа (digital collage) и уже в третий раз представляет серию своих работ в КабардиноБалкарии. Ранее это происходило в 2017 и 2019 годах.

Заина родилась в 1978 году в Иордании в семье потомков мухаджиров, покинувших родину в конце XIX века, ее адыгская фамилия Къэрэгъул. В 2001 году она получила высшее образование в Американском межконтинентальном университете в Лондоне.

Затем много ездила по Европе, США и России, но с 2010 года художница обосновалась в Аммане и занялась искусством. Заина родилась в семье художников и продолжает семейной дело: она рисовала, занималась каллиграфией, но с 2014 года ее творческий метод – это коллаж.

Коллаж как вид изобразительного искусства заключается в использовании различных материалов на холсте: это могут быть журнальные и газетные вырезки, обложки компакт-дисков и любые доступные материалы, которые находит художник. Искусство коллажа – это своеобразный способ собрать миры из уже существующих мест, людей и образов, из разрозненных объектов собрать цельное полотно, соединив их, дать возможность этим, порой эклектичным сочетаниям обрести собственный голос.

Фрагменты складываются в совершенно новое видение темы и вообще становятся способом восприятия мира. Экспозиция, представленная на этой неделе, называется «Я иду из-за горы Каф». Фраза взята эта из книги философа и мистика Мурата Яган, где Каф соответствует Кавказской горной стране. Впрочем, взгляды писателя повлияли на всю серию работ. Однако подобно тому, как в коллаже разрозненные элементы соединяются в единое целое, так и вдохновляющие Заину ЭльСаид мотивы настолько переплетаются с ее собственными чувствами и мыслями, что дают совершенно новый, а порой и неожиданный результат.

Из названия и содержания работ понятно, что основная тема выставки – это поиски потерянной родины. Будучи гражданином мира, Заина Эль-Саид пытается ответить на вопросы, которые мучают ее, как, наверное, и многих представителей черкесской диаспоры за рубежом: где мое место в этом мире? В этих мозаичных сюжетах, в которые вкрапляются восточные и персидские мотивы, элементы средневековых культур, европейской архитектуры и живописи, центральное место всегда занимает фигура главного героя (художница называет это авторитетной фигурой), которые взяты со старых фотографий адыгов конца XIX – начала XX, в том числе это фотографии из альбомов Черкесского благотворительного общества 1908 и 1914 годов, которое действовало в Екатеринодаре.

Этот главный герой, по словам Заины, ведет определенную работу и переплетается в истории паттернов, идей, архитектуры и деталей, которые имеют совершенно разное происхождение. В ярких сочетаниях цветов работ художницы, в смелом и умелом соединении, казалось бы, несоединимого, в игре образами и интертекстуальных перекличках слышится очень интимный рассказ о том, что îáùåñòâî для автора важнее всего. И зритель не может этого не ощущать – он эмоционально откликается на каждое полотно, даже если многоуровневый код сразу им не считывается. Это то самое глубинное чувство поиска родины, о котором Заина говорила в одном из своих интервью: «Самое главное, что мы унаследовали от наших предков – это чувства и эмоции, в том числе это любовь к своей земле. Мы унаследовали связь с местом, где никогда не были, мы выросли, видя, что у всех людей есть родина, за исключением нас, у которых родина была внутри. Это была очень мощная идея взросления: способность выстроить эмоциональный баланс между страной, в которой мы живем, и местом, с которым эмоционально связаны.

В своих работах я могу изобразить только ту родину, которую знаю в своем воображении. Это то место, с которым я чувствую себя наиболее связанной, и чувствую, что через него осуществляются молчаливый диалог и связь с моими предками. Это нетронутое место, найденное в глубине эмоций и памяти». Выставка будет работать до 3 сентября в арт-центре Мадины Саральп.

Марина Битокова Фото автора