Символично, что выставка Заурбека Бгажнокова открылась в День адыгов. В ком-то из художников живет адыгский характер, адыгская колористика, природа, орнаментика, дух… В Заурбеке Бгажнокове, кроме всего этого, есть еще прямое, честное и понятное каждому адыгское содержание. Не опосредованно, не полунамеками и полутонами, а ясно и прекрасно адыгская тема живет в его графике. Самая мощная часть древней адыгской культуры та, которую нельзя увидеть, потрогать — легенды, сказания, песни. А с помощью Бгажнокова мы словно заново читаем эпос. Потому что его художественные фантазии, несмотря на причудливость, странность, «небывалость» и «необычность», порой притягательную и обаятельную «страшность», воплощаются в такой четкой, дотошной и скрупулезной технике, что не приходится сомневаться: бгажноковские образы Нартиады живее и убедительнее наших собственных.
Возможно, большое и видится на расстоянии, но после посещения выставки Бгажнокова думается, что прекрасное видится при ближайшем рассмотрении. Художник будто создает свою графику под микроскопом. И каждый штришок, каждая точка не менее великолепны по отдельности, чем в целом. Кроме легенд и сказок, Бгажнокова волнует и вполне реальная история. Например, цикл его работ посвящен Канжальской битве. Или он пробует графически передать музыку, создавая несколько работ по мотивам произведений своего друга Джабраила Хаупы.
Ему также не чужды попытки изобразить нечто эфемерное и неподдающееся описанию словами – например, ритм, весеннее настроение или ощущение от навязчивых сновидений. Неспроста экспозиция похожа на книгу, в которой нет текста, одни иллюстрации. Выставка настолько атмосферна, что создается иллюзия аромата дорогой полиграфии в зале Национального музея. Заурбек Бгажноков работал художественным редактором издательства «Эльбрус», главным художником художественного фонда КБР, проиллюстрированные им книги не раз получали награды на Всероссийском уровне.
Несколько работ в экспозиции созданы совместно с Мухамедом Киповым. Фамилия этого художника, близкого друга Заурбека Бгажнокова, часто звучала на открытии. «Когда мы с Киповым приехали, думали, что горы свернем, что обязательно построим в Нальчике выставочный центр, где будем устраивать праздники графики и живописи. Но, к сожалению, жизнь прошла, Кипова с нами нет… И я подумал, что будет завтра – неизвестно. И поэтому откликнулся на просьбу о выставке. Потому что нельзя сотворенное унести с собой, нужно это показывать. Я посвящаю эту выставку своим внучкам, которые тоже рисуют. Кстати, их работ хватило бы на такую же выставку», — признался художник.
Алена Мякинина Фото Тамерлана Васильева