Нальчик

Галерея «Малахитовая шкатулка» продолжает удивлять нальчан.

Галерея «Малахитовая шкатулка» продолжает удивлять нальчан. Расположенная в невзрачном унылом здании, словно в лучших сказочных традициях, она прячет тайну и красоту за привычным, серым и обыденным. Крошечное выставочное пространство не пропорционально воплощенным идеям. Простота интерьера с лихвой окупается сложностью и уровнем творческих личностей, приглашаемых в галерею.В последние выходные «Малахитовая шкатулка» была особенно щедра на содержимое

Юрий Чеченов: «Картинамонстр – это я»

Открытие выставки Юрия Чеченова прошло без самого художника. Было ли это стечением житейских обстоятельств или продуманным пиар-ходом – совершенно неважно. Но отсутствие художника придало вернисажу особый шарм. Во всяком случае, автор невольно оказался загадочным персонажем, подобным своим мистическим фантасмагориям.

Слова «загадка», «сон» чаще остальных звучали на открытии. Александр Янин, автор портрета Юрия Чеченова, признался, что художник для него загадка: «Да он сам для себя загадка. Как улитка, немного высунет голову с рожками — и обратно… Это очень скромный, порядочный человек, который не будет лезть вперед, расталкивать локтями. Человек, который, видимо, предпочитает сны реальности. Все его работы напоминают видение, будто он проснулся и начал зарисовывать приснившееся». Сам Юрий Чеченов в выставочном буклете подтверждает догадку Янина: «Заявляю, но не могу утверждать, что все происходит именно так: полусон порождает сочиненную действительность, а сон обращает ее в действительность (картину). Возможно, все иначе. Полусон переходит в сон. И только потом мое сознание перемешивает воспоминания пережитого во сне и наяву…»

Сны Юрия Чеченова – это сны образованного рефлексирующего человека. Это не те сюжеты, которые потрясают любого, независимо от широты кругозора. Потому что, помимо мощного эмоционального воздействия, созданного чисто художественными средствами, – штрихом, мазком, контрастом, колоритом, нюансом, композицией, игрой света и тени – в работах Чеченова важна интеллектуальная составляющая. Осознанные или неосознанные отсылки к мифологии, религии, истории культуры. Так, в знакомом с портретами Сезанна зрителе «Маленькая карусель» Чеченова отзовется целой полифонией чувств и мыслей. А, положим, «Затмение» вызовет смутные аллюзии на Гогена и заставит искать, вспоминать что-то похожее, а потом и читать

о ритуалах, совершаемых в пору, когда тень луны закрывает солнце. Или цветные ромбы стилистики дель арте, гипнотизирующие дьявольским началом театра в целой серии работ. А картинаголоволомка «Пять свойств» и вовсе могла бы украсить любое интеллектуальное шоу в стиле «Загадки Леонардо Да Винчи». Попробуй разберись — что за свойства воплотились в странных личностях, изображенных на полотне. Юрий Чеченов не скрывает: «Картинамонстр – это я». Остается только гадать, с каким гадом так отчаянно и в то же время методично борется художник в графической серии «Георгий и змей»: с людскими пороками, с мировым онтологическим злом или собственными демонами. Владелица галереи Жанна Канукова рассказала, что это первая персональная выставка Юрия Чеченова за долгие годы: «Очень радостно, что именно нам он доверил свои произведения. Юрий — удивительный, глубокий художник. Его считают закрытым, даже скрытным. Но внутри этого человека скрыт целый мир, и какое счастье, что мы можем увидеть этот мир через потрясающие произведения. Он так наполнен внутри себя самого, что, возможно, мирская суета ему не очень интересна». «Это нормальное состояние художника, — продолжает Имара Аккизова. – Творец живет в своей параллели, и эту параллель выносит на суд зрителей. Говорят, что Юрий закрытый…Мне кажется, наоборот. Он с удовольствием делится своими фишками, находками — а вот я нашел такие краски, такую технику, а вот это так интересно, и я уже месяц, два, три в этом нахожусь…. Поговорив с ним, заряжаешься творческим электричеством. Человек, хоть и живет в своем замкнутом круге, но очень широко охватывает все, что происходит в мире». Художница Галина Пак, когда-то делившая с Юрием Чеченовым мастерскую, продолжает эту мысль: «Он не зацикливается на одном направлении, не боится искать, не идет прямой линией, одной узкой тропинкой. Может свернуть и поработать в более широком диапазоне. Потому что это живой, ищущий художник, интересный для зрителя и для художников-коллег».

Алеся Шапсиг известна в мире моды как художник по тканям, специалист древней техники росписи по шелку батик и яркий представитель wearableArt – одежды как искусства. Ее работы признаны и востребованы в самых разных уголках мира. Алеся живет в Роттердаме, но регулярно приезжает на родину. Каждый приезд оборачивается либо интересным перформансом, либо выставкой, либо дизайнерским проектом. На этот раз художница решила поделиться секретами батика. Среди желающих прикоснуться к древнему искусству, включенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, оказались самые разные люди: школьница, юрист, гинеколог, пенсионерка…

Алеся Шапсиг: «В плане культурного бэкграунда у нас более развитые люди»

— Алеся, эти мастер-классы – просветительская акция?

— Скажем так, это дружеская акция. Я вижу в Нальчике большой потенциал. Столько людей с горящими глазами, интересующихся творчеством. Причем это люди, казалось бы, далекие от культурной среды, но они посещают выставки, театры. Это определенный слой, который нуждается в информации, в интеллектуальной подпитке. Когда живешь в маленьком городе и не можешь выехать в большой город и посетить мировые крупные выставки, это обидно. Вот и решила, почему бы не показать еще одну грань возможностей текстильного дизайна нашим землякам.

— Вы давно живете в Европе. Можете сравнить интерес к подобным акциям там и здесь?

— В России вообще и в Нальчике в частности этот интерес гораздо выше. Среднестатистический россиянин в культурном плане намного разносторонне и лучше образован. И, поверьте, наши люди гораздо больше знают об искусстве, чем среднестатистический европеец. Европа выше по комфорту, сервису, экономике, но в плане культурного бэкграунда, желания узнавать новое, учиться, у нас более развитые люди. Наши земляки – очень благодарная публика, я с таким удовольствием работаю на этих мастер-классах. Эти совершенно разные по возрасту и профессиям люди отвлекаются, отдыхают от повседневных забот, погружаются в прекрасное на эти несколько часов.

— Почему вы выбрали мак для этих мастер-классов?

— Просто это великолепный по эстетике и минимализму цветок. Мне нужно было учесть уровень людей, которые никогда не рисовали или рисовали немного. Мак, который я придумала специально для этих мастерклассов, и проще исполнить, и сложно испортить. Этот мак на шелке можно носить как платок, можно украсить стену как панно. Батик тем и прекрасен, что может стать как утилитарным предметом одежды, так и частью интерьера. А может и произведением искусства.

 Алена Мякинина