Нальчик

Неисчерпаемое обаяние симфонической музыки

27 и 28 сентября прошли концерты Симфонического оркестра Ленинградской области под управлением маэстро Михаила Голикова. В первый день в Сокуровском зале КБГУ была представлена программа «Киношлягеры Андрея Петрова», посвященная 90-летнему юбилею композитора. А на следующий день в Музыкальном театре прошел концерт в рамках гастрольного тура «Симфония Кавказа»: в программу вошли произведения адыгских и русских композиторов о Кавказе.

Кабардино-Балкария была третьей остановкой коллектива в этом турне: оно началось в Краснодаре, продолжилось в Майкопе, а после Нальчика завершилось в Черкесске. Оркестр вступал вместе с композитором Муратом Кабардоковым, вокалистами Нафсет Чениб и Аскером Бербековым, кроме того, в организации выступлений принимал участие режиссер Мурат Калов.

Для Симфонического оркестра Ленинградской области это уже второе выступление в Нальчике: ровно год назад они также дали два больших концерта – в КБГУ и Зеленом театре. Но поскольку данный коллектив является прямым наследником оркестра «Таврический», то история его взаимоотношений с Кабардино-Балкарией уходит еще глубже: несколько лет назад они представляли обширную программу проекта «Симфония Кавказа», за работу над которым художественный руководитель и дирижер оркестра Михаил Голиков был удостоен звания «Народный артист КБР». 27 сентября участники концерта дали пресс-конференцию в зале заседаний Ученого Совета КБГУ.

Музыканты рассказали о гастролях Симфонического оркестра ЛО по Северному Кавказу, интересу к национальной музыке черкесов и, конечно, о музыке «самого петербургского композитора» Андрея Петрова, а также об уникальном концерте на станции «Мир» в Приэльбрусье. Последний состоялся утром 28 сентября: на склоне Эльбруса на высоте 3500 метров прозвучали гимны Кабардино-Балкарии и Ленинградской области. «Киношлягеры Андрея Петрова» — программа, составленная из произведений замечательного композитора, которого мы знаем преимущественно как автора музыки к фильмам Эльдара Рязанова. И действительно, в концерт вошли мелодии из фильмов «Служебный роман», «Берегись автомобиля», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс».

Знаменитые песни «У природы нет плохой погоды» и «В моей душе покоя нет» исполнила солистка и режиссер оркестра Александра Победоносцева, «Песню о друге», «Голубые города», «Песню про трубачей» — солист и ведущий концертов оркестра Дмитрий Лаутало, «Облетают последние маки» на стихи Николая Заболоцкого – Аскер Бербеков, романс из сериала «Петербургские тайны» и фильма «О бедном гусаре замолвите слово» — музыкант оркестра Даниил Савин. Но самым проникновенным номером вечера можно назвать выступление заслуженной артистки Республики Адыгея Нафсет Чениб – она исполнила романс «А напоследок я скажу». В завершение концерта все вокалисты вместе исполнили нестареющий киношлягер «Я шагаю по Москве». Кроме того, прозвучала музыка из фильма «Бедный, бедный Павел» и балета «Сотворение мира». «Симфония Кавказа» стала настоящим подарком для слушателей: почти три часа, что длился концерт, заполненный зал Музыкального театра сидел, в буквальном смысле затаив дыхание.

Первое отделение составили произведения адыгских композиторов (Джабраил Хаупа, Мухадин Балов, Мурат Кабардоков) и произведения русских композиторов, посвященные кавказской и черкесской теме и вошедшие и большой альбом «Симфония Кавказа, народные девичьи песни в обработке Дж. Хаупа (исполнила Нафсет Чениб) и «Плач о Хатхе Мухаммату» (Аскер Бербеков). А также две части оратории «Александр Невский», написанной Муратом Кабардоковым к 800-летию исторического лица.

Особым пунктом программы стало выступление хора Детской школы искусств из г. Терек, которое не только внесло в вечер особое обаяние, но и продемонстрировало неисчерпаемые возможности оркестра и высокий уровень подготовки ребят. Во втором отделении прозвучали популярные мелодии и каверы культовых рок-баллад. В частности, Симфонический оркестр ЛО исполнил саундтрек к фильму Гая Ричи «Аладдин», «Богемскую рапсодию» Фреди Меркьюри (вокальную партию исполнил Аскер Бербеков) и другие композиции. Последняя часть концерта – это не только дань уважения музыке ХХ века и современной, но и, по сути, борьба за зрителя, особенно за зрителя молодого, который сформировал стойкое предубеждение к симфонической музыке. Об этом на прессконференции говорил Михаил Голиков, а также сказал, что после концерта к нему часто подходят зрители, которые признаются в том, что именно с Симфонического оркестра ЛО начали знакомство с академической музыкой, и она их понастоящему потрясла.

Пожалуй, иначе и быть не может. И дело здесь не только в высоком профессионализме ансамбля и его молодом, если не сказать юном составе (средний возраст музыкантов – 24 года), но и в неисчерпаемом обаянии этого оркестра. Ведущую роль в формировании этого имиджа играет, безусловно, маэстро Голиков: его непосредственная манера дирижирования, отношение к музыкальному материалу, открытость и подлинная артистичность. Кажется, он проживает каждое произведение, и это проживание не выглядит игрой – искренняя любовь к музыке делает Михаила Голикова ярчайшим дирижером на современном этапе развития российской культуры. И если, стоя спиной к зрителю, маэстро может убедить в несомненной ценности искусства для человека, то обращаясь к нему лицом – выступая на пресс-конференциях – вызывает такую степень доверия, что любой слушающий его вступает в ряды истинных поклонников таланта дирижера и вверенного ему оркестра.

В переводе с древнегреческого слово «симфония» означает созвучие, стройное звучание, следовательно, «симфонический» — то, что это созвучие создает. Симфонический оркестр Ленинградской области гармонизирует мир посредством искусства. Присутствовать на их концерте – огромное счастье, доступное и для искушенных ценителей и знатоков музыки, и для «новичков», которые до знакомства с этим коллективом считали симфонические концерты скучными…

Марина Битокова