Вот уже полтора года российское образование пребывает в состоянии стресса: все эти дистанты и удаленки не способствуют снижению напряжения. А разговоры в духе «мы поняли, что можно учиться из дому» и вовсе деморализуют. На этом фоне у мини-сериала Дэниэла Грэя Лонгино «Кафедра» от Netfl ix, помимо очевидных, появляется несколько дополнительных сверхактуальных смыслов.
В центре сюжета сериала с условно схоластическим названием находится первая женщина-профессор азиатского происхождения Ким Джи-юн (Сандра О), возглавившая кафедру английской литературы в университете Пемброка. Сначала все вроде бы в рамках новомодных тенденций и новой этики: консервативный вуз требует современной встряски. Но оказалось, что как только историческое кадровое решение принято, на нового заведующего вешают невыполнимую задачу: уволить трех старейших профессоров, имеющих особый (фактически неприкосновенный) статус «tenure» — пожизненный преподавательский контракт.
Проблем добавляет и лучший друг и коллега Билл Добсон (Джей Дюпласс), который попадает в нелепую, но от этого не становящуюся простой ситуацию. И вот здесь-то очевидным становится тот факт, что ни сенсационное даже для толерантных Штатов назначение, ни новая этика, защищающая всех и вся, не избавляют простую американскую женщину от проблем с ребенком и родителем, необходимости решать несколько [чужих] проблем одновременно и умения договариваться с наиболее несговорчивыми. «Кафедра» только на первый взгляд про американский университет в эпоху BLM: на самом деле, сериал этот про целый комплекс проблем и вызовов, которые сегодня встают перед высшим образованием – от изменений, связанных с пандемией, до обесценивания университета как образовательной системы, в принципе.
Именно в тот момент, когда кореянка Ким Джи-юн, отец которой плохо говорит по-английски, стала заведующим кафедры английской литературы, этот статус вдруг подрастерял изрядную долю своего блеска и привлекательности: как оказалось, теперь задача заведующего не в том, чтобы формировать образовательную и научную линию кафедры, а в том, чтобы уговаривать обиженных не обижаться, злых – не злиться, гордых – не гордиться, а Дэвида Духовны – не соглашаться преподавать, даже если у него есть магистерская диссертация 40-летней давности. Есть ли в этой суете хоть какое-то творческое пространство, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное»?
Собственно, на этот вопрос «Кафедра» ответа не дает, а вот то, что главная героиня отказывается от заведования в пользу более спокойной жизни и преподавания – своей непосредственной работы, очень показательно. Потому что образование – это именно тот мир, где успех измеряется не статусом или должностью, здесь твоим высшим свершением является возможность каждый день заходить в аудиторию, говорить со студентами и быть ими услышанным. Поэтому-то в университетской реальности МакКей, к которой ломятся студенты, гораздо успешнее Ренца, имеющего тот самый вожделенный «tenure». И несмотря на то, что многих вещей, показанных в сериале, в наших отечественных университетов нет, многие проблемы оказываются удивительно понятными и близкими. В этом сходятся многие зрители, которые так или иначе соприкасаются с миром вузовского образования. И «Кафедра» показывает, что университеты связывают человечество в некое единство, которое, пожалуй, не ощущается ежечасно, но от этого не менее сильно.
Может быть, именно это сделает сериал манифестом преподавателей (или уже сделало). И сегодня, когда университетское образование стоит на пороге серьезных изменений, «Кафедра» показывает, что университет – это синоним свободы, это именно та привилегия, за которую человечество сражалось слишком долго, чтобы отказаться от нее с такой легкостью. Тем более, нельзя оставить в дураках грядущие поколения, девальвировав гуманитарное образование. И дело даже не во всех этих ценностных установках и категориях, рассказанных нам на лекциях по литературе Возрождения.
Дело прежде всего в том огромном удовольствии, которое получаешь от учебы на филологическом, именно это удовольствие сводит на нет все разговоры о том, что потом не найдешь работу (спойлер: найдешь) и проч. В этом смысле очень внятным символом в смысловом поле «Кафедры» становится то, что Джи-юн преподает именно литературу, и этот факт, несмотря на внешне сатирический настрой сериала, связывает «Кафедру» с целым корпусом американских произведений об университетском мире – от «Стоунера» Джона Уильямса до «Общества мертвых поэтов» Питера Уира.
Марина Битокова