Нальчик

Борису Гуданаеву подвластно все

В Музее изобразительных искусств им. Ткаченко открылась выставка Бориса Гуданаева, почитаемого и любимого ценителями живописи. Об этом говорит хотя бы тот факт, что вся экспозиция собрана из работ, находящихся в частных коллекциях. Однако, когда речь идет об этом художнике, кажется, что для него маловат масштаб «камерного» музея. Дар Гуданаева настолько мощен, что выдержит авторитет любых мировых галерей и пристальное внимание лучших искусствоведческих изданий.

Это тот случай, когда талант настолько очевиден и ясен, что не требуется помощь толкователей и расшифровщиков. А ведь часто современное искусство грешит именно тем, что без помощи ушлых герменевтов, обосновывающих концепцию произведения, нет и самого произведения. Выставка демонстрирует нам филигранное умение мастера-универсала и свободу от рамок. Натуралистичный портрет, граничащий по технике с фотореализмом, – пожалуйста. Натюрморт в стиле «мрачных голландцев» — легко. Пейзажи, фосфоресцирующие изнутри, словно респект Архипу Куинджи, – вот же они. Игра света и тени в духе Ге – почему бы и нет. И далее – кубизм, экспрессионизм, импрессионизм – Гуданаеву подвластно все. И вместе с тем стилистическое разнообразие и жанровое объединяются каким-то неформулируемым элементом, гарантирующим узнавание этого художника. Возможно, это смесь силы убеждения, доброй иронии, цветовой смелости и ясности мысли при, казалось бы, ирреальных образах и сложных стилистических решениях. Лиловый Врубеля, желтый Ван Гога, черный Гойи…

У Бориса Гуданаева есть свой зеленый. И эти оттенки – капусты, влюбленной жабы – прежде вызывавшие лишь отторжение, в трактовке Гуданаева вдруг преображаются. Более того — влюбляют в себя. Он будто перенастраивает твою оптику и позволяет увидеть красоту, которую видит сам. Его «Изгнание из рая» способно заставить размышлять и рефлексировать интенсивнее, чем многие теософские труды. У его «Старого художника» хочется скупить все картины не глядя. С его кентавром, словно проявившимся из обшарпанной известки, хочется ускакать в чащу. А в его домик в горах хочется уйти умирать.

Алена Мякинина

 

Борис Гуданаев. Родился в 1951 г. в с. Головачевка, Казахстан. Окончил Академию живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Ленинград), творческую мастерскую монументальной живописи Российской Академии художеств под руководством профессора А. Мыльникова. Член Союза художников России с 1989 г. Народный художник Кабардино-Балкарской Республики. Почетный академик Российской Академии художеств. Участник республиканских, российских и международных выставок. Произведения находятся в коллекциях Научно-исследовательского института Российской академии художеств, Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств им. Ткаченко, Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, в коллекциях художественных галерей и частных собраний в России и за рубежом.