Нальчик

Докомпьютерная эра Николая Третьякова

Союз художников КБР представил очередную экспозицию в рамках проекта «Мастерская духовности». На этот раз в Национальном музее КБР выставлены работы художника Николая Третьякова – ветерана Великой Отечественной войны.

Николай Третьяков родился в городе Темрюк Краснодарского края, детские годы провел в Дербенте. И уже в 1935-м его семья переселилась в Нальчик. Вместе с другими юными художниками из республики поступил в Московскую среднюю школу им. И.Э. Грабаря – заведение, известное целой плеядой талантливых выпускников, сыгравших значимую роль в развитии советской живописи. Экспозиция была составлена из работ, хранящихся в семейном архиве внука художника — Вадима Третьякова, который рассказал любопытные факты из жизни деда: «Все работы написаны с натуры — он никогда не работал с фотографиями. Был настоящим трудягой – вы видите один процент из того, что он создал. Очень много работ хранится в музеях РФ, бывшего Советского союза. Много картин оказалось за границей в конце 80-х годов. В 30-х годах, будучи мальчишкой, он бегал рисовать на нальчикский рынок: людей, лошадей, бытовые сценки… Очень много рисунков этой поры хранятся в моих домашних архивах. Укрывшись газетой, зайцем уехал на товарном поезде в Москву и поступил в школу Грабаря. В 18 лет ушёл на фронт. Дед мало рассказывал о войне. Единственное – сожалел о том, что у него разбомбило в блиндаже все рисунки военных лет. Объездил много мест. Часто бывал в Средней Азии – Бухара, Самарканд, в Дагестане, которому посвятил много работ. Очень любил среднюю полосу России — Переславль-Залесский, Пушкинские места, Тригорский парк. Борисоглебск, представленный на выставке, писал на морозе -25. У него была перчатка с одним отрезанным пальцем – я долго хранил ее, пока моль не съела. Белила густели и практически невозможно было работать. Но результат вы видите… Дед любил брать меня с собой. Пять утра – а мы уже собираемся на этюды. С апреля по октябрь он постоянно был в горах. Две работы из этих поездок тоже представлены здесь. Например, у этого вида Адыр-су интересная история. В 6 утра он начал писать, а в 12 пошел дождь — и на картине можно увидеть следы капель…»

Выставка работ Николая Третьякова необыкновенно атмосферная и стильная. Как бы цинично это ни звучало, но, возможно, мода на ретро-стайл могла бы привлечь в Национальный музей современное поколение. И велик шанс, что краши и крашихи, обожающие фоткаться в винтажных шмотках на фоне бабушкиных сервантов и шифоньеров, почувствуют благодаря Третьякову нечто большее… Возможно — то, что старые дисковые телефоны, тяжелые хрустальные вазы, радиоприемники и аляпистые ковры – это не просто антураж, который помогает собрать щедрые лайки под фото. Это история – обыкновенная, настоящая, такая, какая есть. Чабаны с одеревенелыми от работы и ветров могучими и добрыми руками, неухоженные ткачихи, не знающие салонов красоты, но ежедневно ее создающие, присевшие перекусить колхозники, чьи мускулы появились не на белковых массах в фитнес-салонах, загар – не на лежаках закрытых пляжей, а в поле на сборе урожая под палящим солнцем. Третьякову удалось избежать пафоса соцреализма. И вместе с тем чувствуется тихое восхищение этими простыми советскими трудягами. И ветеран его не нарядный, с медалями и орденами, а обычный горец в тулупе и шапке. И война, сила и память не в атрибутах – а в выражении его лица, во взгляде и стойке. И каждому взглянувшему на его «Защитников перевала» ясно: больные, изможденные до крайности, они не сдадутся никогда. Угрюмые, упрямые, одухотворенные, как пел Высоцкий, «благородной ненавистью», они защитят свою землю любой ценой. Эта выставка словно переносит тебя в докомпьютерную эру, где солнце, песок и деревья сами решают, каким будет «фильтр» изображения старого дагестанского аула. Где брови «Горянки» совершенны без усилий бровиста-архитектора, а любой пейзаж, любая достопримечательность ценны сами по себе, а не как фон к эгоцентричному селфи. На такие выставки должны приходить люди. Особенно школьники, которые просто не знают, что такое тоже бывает. Во всяком случае, эффект от знакомства с творчеством Николая Третьякова будет гораздо более действенным, чем от морализаторских лекций.

Алена Мякинина