Нальчик

Автолюбители КБР штурмовали трассы бездорожья

В наступающем 2022 году в Кабардино-Балкарии будет праздноваться юбилейная дата – 100-летие Государственности КБР. Напомним, что в 1922 году в Советском Союзе в составе РСФСР появилась Кабардино-Балкарская автономная советская социалистическая республика — КБАССР. К этому юбилею будет приурочено немало праздничных мероприятий.

А сегодня мы хотим вспомнить, как 20 лет назад, в рамках празднования 80-летия Государственности КБР, впервые в республике были проведены необычные и интересные соревнования. 9 июня 2001 года администрация города Нальчик, Совет РОСТО КБР, Федерация автомотоспорта КБР, УГИБДД МВД КБР и республиканский клуб «4х4» провели чемпионат КБР по гонкам по бездорожью среди спортсменов-автолюбителей. Участники соревнований на собственных машинах собрались на площади Абхазии, где состоялась жеребьёвка. К спортсменам-автолюбителям обратился председатель Совета РОСТО (ДОСААФ) КБР Юрий Ашинов. Он поздравил всех участников с приближающимся праздником, пожелал успехов в первом чемпионате КБР. Также выступил заместитель министра по делам молодёжи, спорту и туризму Сергей Самохвалов. Гонщики выступали на автомашинах с колёсной формулой «4х4» (вездеходы). Это легковушки типа «УАЗ», «Нива», «Джип», возраст участников – от 18 лет и выше. Экипаж — два человека: водитель и штурман. Участники чемпионата, а их было 15 экипажей, в сопровождении работников ГИБДД МВД КБР выехали в составе колонны к месту старта, в селение Каменка. Протяжённость маршрута – более 30 км по бездорожью.

Здесь после обильных дождей фактически не видно было трассы, по которой надо было прокладывать свой путь участникам чемпионата КБР. Перед стартом, обращая особое внимание на безопасность экипажей, ко всем участникам обратился начальник ГИБДД МВД КБР полковник Арсен Кудаев, председатель Федерации автомотоспорта КБР. Кстати, Арсен Кудаев и сам был участником этих гонок. Он обратил внимание водителей на то, что на трассе очень крутые подъёмы, спуски, уклоны, лес, водная преграда и надо пройти эти препятствия без чрезвычайных происшествий. Для этого надо быть благородным, быть готовым прийти на помощь другому в любую минуту (вытащить застрявший экипаж, помочь шанцевым инструментом, запасным колесом и т.д.). Все участники чемпионата тогда с честью выполнили главное условие соревнований – благородство и взаимовыручка на трассе. Старт давался через каждые 5 минут.

Вот имена участников первого чемпионата КБР в гонках по бездорожью:

1. Каноков Асланбек Альбертович — «Нива»

2. Коков Казбек Валерьевич – «УАЗ»

3. Кудаев Арсен Магометович – «Нива»

4. Ешугаов Заур Русланович — «УАЗ»

5. Бажев Ибрагим Токаевич – «Нива»

6. Бабугоев Рустам Мухамедович – «Нива»

7. Гетажеев Артур Джабраилович – «УАЗ»

8. Бабаев Хусен Хамидович – «УАЗ»

9. Минеев Валерий Васильевич – «Нива»

10. Сохов Асланбек Хачимович – «Нива»

11. Гаев Шамиль Муратович – «Нива»

12. Кадыров Эльрус Салихович – «УАЗ»

13. Тхагалижоков Мартин Владимирович – «Нива»

14. Локъяев Руслан Салихович – «УАЗ»

15. Дадов Анзор Хусенович – «Нива».

Первое место завоевал экипаж № 3 в составе: водитель – полковник Арсен Кудаев и выступавший в качестве штурмана Валерий Малкандуев, мастер спорта СССР по авторалли. Победители чемпионата выступали на автомобиле «Нива».

Вторым финишировал с разницей в 20 секунд от победителей экипаж № 7 Артура Гетажеева и Заура Карова на машине «УАЗ».

Третьим на финише был экипаж № 2 Казбека Кокова и Алима Хачетлова на машине «УАЗ». Многочисленные болельщики и жители селения Нижний Чегем несмотря на дождь долго и торжественно аплодировали всем участникам, которые пришли к финишу, а победителям устроили настоящую овацию. Вручая тогда победителям призы и дипломы, председатель спорткомитета г. Нальчика Альберт Таов от имени главы администрации Нальчика Хазратали Бердова, который оказал непосредственную помощь в проведении чемпионата, поблагодарил всех участников соревнований и за волю к победе. Были вручены специальные призы чемпионата. Приз «За благородство на трассе» заслужили члены экипажа №6 (Рустам Бабугоев) и экипажа №2 (Казбек Коков и Алим Хачетлов). Специальный приз «За волю к победе» был вручён экипажу № 1 (Асланбек Каноков и его сын Кантемир – самый молодой штурман). Они стартовали первыми и фактически прокладывали дорогу другим экипажам. Закрывая первый чемпионат «4х4», посвящённый Дню Государственности КБР, председатель Совета РОСТО (ДОСААФ) КБР Юрий Ашинов и заместитель главы администрации Чегемского района Хасанш Одижев пожелали участникам «зелёной дороги». Затем в последующие годы проведение гонок по бездорожью стало традиционным. ДОСААФ республики и ГИБДД увеличили количество гонщиков и классы участвующих автомобилей. Участие грузовых полноприводных автомобилей сделали соревнования более интересными и привлекательными. В гонках принимали участие уже и автомобили ГАЗ-66, КамАЗ-4310, Урал-4320. Конечно, не все автомобили добирались до финиша, многие из них застревали на сложной трассе, что создавало проблемы другим участникам, которым приходилось объезжать машины соперников. А иногда в связи с невозможностью обойти застрявший автомобиль приходилось вместе искать выход из создавшегося положения. Гонщики проявляли водительскую солидарность, и тут уже соперники становились друзьями.

P.S. Да-да, если кто не обратил внимания, уточним, что призёром тех соревнований был нынешний Глава Кабардино-Балкарской Республики Казбек Коков. Казбек Валерьевич – хороший спортсмен, в своё время заслуженно добился звания кандидата в мастера автоспорта.

Олег Лубан

На фото: участники соревнований 2001 года.

Первый слева – Казбек Коков.