Под конец года, 25 декабря, мир потрясла кинопремьера, которую очень ждали, – «Не смотрите наверх» Адама МакКея. Определить жанровую принадлежность довольно сложно: это кино с элементами фильмакатастрофы, социальной сатиры и драмеди (хотя именно здесь уместнее вспомнить жанр трагикомедии). И что их этих элементов превалирует, каждый зритель решает для себя сам.
Последнее не просто фигура речи: впечатления посмотревших колеблются в диапазоне от «очень смешно» до «как после этого жить». Довольно редкий случай в современном кино, особенно массовом, где именно однозначность воспринимается важнейшим из достоинств.
Сюжет картины начинается с того, что два астронома – доктор Минди (Леонардо ДиКаприо) его аспирантка Кейт Дебиаски (Дженнифер Лоуренс) – открывают новую комету и, вслед за восторгом, выясняют, что через полгода она столкнется с Землей, что положит конец существованию человечества и самой планеты. Ученые с трудом добиваются аудиенции у президента США (Мерил Стрип), но там к их предупреждению относятся с недоверием, тогда они идут в масс-медиа, но им не удается достучаться до землян.
Итак, почему это фильм-катастрофа? «Не смотрите наверх» — хроника шести месяцев от открытия кометы до ее предполагаемого столкновения с Землей. Пока небесное тело необыкновенной красоты, названное в честь аспиранта Дебиаски, летит, здесь, на Земле, все по-прежнему: бедные беднеют, богатые богатеют, конспирологи ищут (и находят) заговоры, политики поднимают свои рейтинги и только любящие люди с каждым днем любят друг друга все сильней.
Даже если не ощущают этого ежечасно. Но, говоря по правде, слово катастрофа скорее относится не к возможному столкновению планеты с кометой, а к тому, что происходит с человечеством: с его способностью разумно мыслить и искренне чувствовать. И в этих тонких материях Адам МакКей – режиссер культового «Рики Бобби: Король дороги» – вступает на знакомую для него территорию… Так почему же «Не смотрите наверх» — сатира, к тому же остросоциальная?
Потому что, начиная со сцены, в которой ученые приходят в приемную президента США, все в фильме движется даже не в сатирическом ключе, а в фарсовом. Но социально-политический конфликт, конечно, все же помогает сохранить сатирическое начало в качестве основного. Конечно, иногда все это выглядит довольно смешно, но не настолько, как хотелось бы: слишком сильно напоминает нынешнюю общественную истерику вокруг коронавируса, новых штаммов и вакцин.
Хотя режиссер не раз признавался, что идея фильма родилась у него до пандемии, а аналогом кометы была приближающаяся экологическая катастрофа. Однако реальность внесла свои коррективы. И, наконец, что добавляет фильму элемент драмеди?
То, что «Не смотрите наверх» сочетает в себе то самое смешное/сатирическое с невыразимой тоской, вызванной как пониманием несовершенства человеческой природы, так и ощущением того, насколько же прекрасна наша планета и сама жизнь на ней. И оказывается, что перед лицом реального или предполагаемого конца света самое важное – это вечер в кругу семьи и друзей, поцелуй, шутка, вкусный ужин.
Это выглядело бы ужасно банально и слащаво, но МакКею вместе с ДиКаприо и Лоуренс удалось донести эти простые истины не только деликатно, но и на высокой эмоционально-нравственной ноте. И здесь, конечно, стоит сказать о важнейшем факторе успеха в реализации всех режиссерских задумок – актерском ансамбле, который представляет из себя настоящую россыпь звездных имен: помимо названных ДиКаприо, Лоуренс и Стрип, здесь снялись Кейт Бланшет, Марк Рейленс, Джона Хилл, Тимоти Шаламе, Ариана Гранде, Рон Перлман и другие.
Фазиль Искандер говорил, что сатира – это «оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом». И фильм «Не смотрите наверх» — лучшее тому доказательство. А общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг картины, как ничто иное свидетельствует о том, что режиссер и сценарист Адам МакКей попал в самую цель, что называется, в нерв современности.
Марина Битокова