Нальчик

Не идея, а потребность

На прошлой неделе мы имели возможность наблюдать за процессом художественного преображения въездного знака в Нальчик со стороны Владикавказа. Новым элементом архитектурной композиции авторства Владислава Асанова стало панно авторства Керима Аккизова.

Керим Аккизов, арткоординатор Института развития города «Платформа», пояснил:

– Реставрация входных групп в город – это не идея, а плановая потребность в рамках муниципальных преобразований городской среды. Ещё год назад мы начали обсуждать, что въездные архитектурные объекты требуют обновления. Предварительно делали эскиз, который корректно вписался бы в существующий архитектурный ансамбль.

Для реализации декоративного панно мы выбрали мозаику, барельеф и роспись (техники в дань уважения периоду 70-80-х годов, когда формировался облик города). Основная идея работы – знакомство со знаковыми местами города через призму цветовой гаммы флага республики. Барельефы имитируют страницы книги-путеводителя и поддерживают общую архитектонику стеллы.

Мозаика, выполненная в двух техниках (традиционной, из смальты, и колотого набора в стиле каталонского модернизма «тренкадис»), создаёт калейдоскоп в цветах флага КБР, словно дни истории города и республики. Восемь фрагментов художественной росписи демонстрируют как исторические, так и знаковые места для горожан и гостей Нальчика. Выбор объектов формировался по принципу локаций, которые могут рассказать в перспективе не только о месте, но и о культуре. Ресторан «Сосруко», например. Это не только знаковое место города, но и обращение к эпосу, литературному фундаменту кавказской культуры.

Фрагмент росписи с рекой Нальчик обращает внимание на водные курорты региона, термальные источники, минеральные воды, водогрязелечебницы и так далее. Для реализации проекта были привлечены художники и мастера декоративно-прикладного жанра. Мозаичные секции и барельеф делались с декоратором Александром Скрыльковым, а роспись – с художником Муратом Дышековым.

* * *

Въездной знак в г. Нальчик со стороны Владикавказа, установленный в 1978-м году, архитекторы называют одним из самых удачных примеров изображения подковы (символа Нальчика) в облике города. Объёмная форма подковы расположена в центре архитектурной композиции горизонтально и возвышается над рельефной стенкой сооружения. Подкова лучше видна при ракурсе сверху. Говорят, по задумке автора, за знаком планировалось строительство кемпинга с кафе, гостиницей и парковой зоной. Но время продиктовало иной ход.

Марьяна Кочесокова