Нальчик

Асият Абаева: право быть иной

В Музее изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко открылась уже 10-ая персональная выставка Асият Абаевой под названием «Письмена». И каждый раз художнице есть что сказать.

Экспозиция аккумулировала работы, относящиеся к разным этапам творчества. Настолько разным, что, не зная наверняка, сложно определить, одного ли автора эти полотна. Роднит их мастерство высокой пробы. Неудивительно – Ася перманентно совершенствуется. Так, мы видим работы, написанные в бытность обучения у Шалвы Бедоева. И серию с клинописными табличками, возобновлённую после стажировки у Михаила Шемякина во Франции.

Ася одинаково уверенно чувствует себя в самых разных художественных направлениях и манерах. Она настоящая труженица. И складывается впечатление, что труд её не тягостный и болезненный, а вдохновенный, свободный и приносящий щедрые дары. Художница обращается к самым глубинным вопросам творчества. Что за неведомая сила рождает в человеке необходимость рефлексировать, создавать свою реальность в произведении искусства?

Асият вскрывает те самые архетипические модели, свойственные всему человечеству. Делая это порой в остроумной манере. Мамонт, которого скорее привёл, а не принёс охотник; стройная, в отличие от палеолитических, эмансипированная Венера, сама добывшая дары моря — ироничные реплики на тему наскальной живописи. Дальше – больше.

За каждой картинкой – картина мира того или иного народа, той или иной эпохи. Реплики из узнаваемых стилей – мезоамериканского, египетского, шумерского, кельтского – попытки понять, почему именно так, через эти знаки, образы и символы проходит путь познания действительности. Говоря о своих родителях – известных художниках Викторе Абаеве и Людмиле Булатовой – Асият продемонстрировала, что словом владеет не менее виртуозно, чем живописными приёмами: «Они оставили дары — духовные, душевные, интеллектуальные, которые неизмеримы в деньгах.

Эти разнообразные дары есть у каждого. И жизнь такова, что мы можем их принять, распаковать и использовать, только когда сами готовы, когда проводим большой труд в соответствии с этими дарами. И сейчас этой выставкой, этими картинами я хотела сказать, что человек всегда стремился к прекрасному. С первобытных времён украшает себя и своё жилище. Этот стержень проносит в себе и выражает в общих формах.

Метафизические формы могут быть понятны не сразу. Какие-то картины или изображения мы понимаем мгновенно, какие-то — со временем, а какие-то — на уровне чувств и эмоций. Или даже инстинктов, наряду с другими инстинктами – размножения, выживания. Человек убежал от саблезубого тигра, выжил, и между размножением умудрялся ещё рисовать на пещере. Я бы смело приравняла это к сверхинстинкту, тому, что делает человека человеком. Не только разумом он отличается.

Разум развивается благодаря стремлению к прекрасному. В связи с тем, что мои родители сделали много первых и самых трудных шагов, подготовили почву, я могу сказать — да, мне можно быть иной. Они своё право отвоёвывали, как и всё их поколение, и платили соответствующую цену, немаленькую. Но сумели передать это право дальше – быть иными и созидать».

Алёна Мякинина