Нальчик

Пренеприятное известие

21 октября в Кабардинском театре им. А. Шогенцукова сыграли премьеру – комедию Гоголя «Ревизор» в постановке приглашённого режиссёра Родиона Вьюшкина

Афиша с изображением современного чиновника без головы с дыркой на пятке (художник – Мария Рогожина) смотрелась как обещание эксперимента. Вдруг Ревизор выйдет на сцену не в партикулярном платье? Но с костюмами всё было в порядке. Занавес поднялся – век девятнадцатый. За общим столом сидят чиновники.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов (Заур Карданов) и судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин (Ахмед Хамурзов) играют в шахматы – игру логическую, что уже комедия. Вольностей больше не во внешнем оформлении спектакля, а в его тексте.

Местами «окабардинили» гоголевскую пьесу. Так, голодному Хлестакову (в исполнении Имрана Бляшева) отказывают подавать пищу даже в кафе «Къууанч». А обращаясь к купцу, он же говорит: «Уадыгэ хэхэс си гугъэщ уэ» («Мне кажется, ты зарубежный черкес»).

Подобные хулиганства скорее для смехового эффекта. А вот момент, когда Ревизор забывает своё отчество и спрашивает его у других, по смысловой нагрузке, пожалуй, самый удачный. Тут невольно всплывает устойчивое выражение «зи адэцIэ зыщыгъупщэжа». Для адыга нет, наверное, ничего трагичнее, чем забыть своё отчество = свои корни. И в контексте комедии эта трагедия прозвучала ещё актуальнее.

Сценография была минималистичной. Столбы, превращающиеся то в обшарпанные стены гостиницы, то в стены приличного дома, а в конце выстраивающиеся в буквы: Г О Г О Л Ь. «Мы не хотели перегружать сцену, – пояснил режиссёр Родион Вьюшкин. – Есть такое устоявшееся представление о реквизите и декорации «Ревизора», как в Большом или Малом театрах. Пытались этого избежать, чтобы большей частью была видна именно игра актёров, без отвлечений на декорацию».

Для Родиона Юрьевича, киноартиста и артиста Московского академического Театра Сатиры, это второй спектакль, который увидели местные театралы. «Смешные деньги» по пьесе Рэя Куни он ставил для своих студентов Театрального института им. Б. Щукина, влившихся в труппу Балкарского театра в прошлом году. «В «Ревизоре» для меня важно было показать, как страх, простой испуг может управлять людьми, подталкивая их на совершенно иррациональные поступки. Алогичность во всём.

Поселился неизвестный человек «в пятом номере под лестницей», а они ведут себя, как будто спустилось божество. Ну, чушь же!», – смеётся сам Вьюшкин. В галерее классических героев яркими получились все. Физически слабый, хилый, всё время теряющий сознание Хлестаков, как и положено, был силён в умении брать взятки.

В гоголевский сюжет «Ревизора» вплели «танец, доводящий до слез» – Хлестаков на прощание станцевал его с дочерью Городничего. Убедительно сыграли кокетство Фатима Чехмахова (Анна Андреевна) и Марьяна Кулова (Марья Антоновна).

«Нечеловеческие» взаимоотношения персонажей подчеркивались в «отгоняющем» обращении к ним Городничего «Шу-шу!» (кыш-кыш) и в обращении их самих к помещику Добчинскому «Гъыр!» (брысь). Почтмейстер Иван Кузьмич (Кантемир Шипшев) был «явно под чем-то». Красиво завис в ответственный момент дачи взяток. А детская причёска, обнаружившаяся под его фуражкой, умилила всех. Инна Багова, воплотившая в одном образе слесаршу и жену унтер-офицера, смотрелась как разбойница. Ее «громкий» выход вряд ли зритель забудет. Городничему в исполнении Каншоуби Хашева (во втором составе – Вадик Мисостов) статность была обеспечена.

Малая комичность персонажа к концу спектакля и вовсе сводится на нет. С его финальными словами «Чему смеётесь? Над собою смеётесь!» классическая немая сцена превращается в немой крик. Занавес опускается.

Марьяна Кочесокова