Нальчик

Имара Аккизова: путь на Восток

Имара Аккизова – имя, которое неизменно гарантирует встречу с чем-то особенным. Это подтвердил и арт-проект «Рубаи», открывшийся в павильоне Парка 100-летия КБР.

Прозрачное здание превратилось в волшебный светильник, внутри которого мерцают параллельные миры, сотворённые Имарой. Это совершенно особенный Восток. Не стереотипный и превращённый современной массовой культурой в мюзикл с искрящимися синтетикой костюмами и танцами живота. И Хайям здесь совсем иной. Не тот, кого так беззастенчиво эксплуатируют исключительно в «винном» контексте, или чьё имя ставят под сомнительного авторства банальщину соцсетевые философы. Восток Имары Аккизовой мудр, велик и прекрасен. Как деликатно она цитирует приметы ориентального стиля — изящество, нарядность, красочность, роскошь, если хотите. Но роскошь не кичливую, а исполненную благородства.

Мы уже писали о куклах Имары Аккизовой (Газета «Нальчик» №44, 2021). Они вызывают восхищение не только уровнем исполнения: «высокоё шитьё» — неоспоримая характеристика её творческого почерка. Но в первую очередь – философским и эмоциональным наполнением. Из плоскости декора, пусть даже такого филигранного, Имара уводит своих героев в пространство оригинальных художественных идей. И парящее вопреки законам земной физики прекрасное создание язык не поворачивается назвать куклой.

Это пластмассовое твёрдое слово никак не подходит гибким, воздушным, одухотворённым персонажам, так легко демонстрирующим, что материя вторична. Картины Имары Аккизовой как ностальгия по чему-то, что никогда с тобой не происходило и не могло произойти. Но так легко расшифровывается этот код теми, кто зачитывался легендарными советскими изданиям восточной лирики – Хайям, Фирдоуси, Навои, Низами в ярких лаковых мягких обложках — и другими знаковыми антологиями национальных литератур огромной империи. Некоторые полотна своими сюжетами и техникой отсылают нас к книжной миниатюре Востока с её очаровательной тонкой прорисовкой, словно невидимая улыбка Бехзада витает над ними. Восток многообразен. И в части картин Имары он кавказский, а именно дагестанский, а именно лезгинский.

Это дар митохондриальной ДНК от матери — прославленной художницы Сияры Аккизовой, дочери лезгинского писателя Кияса Меджидова. И в этих полотнах – дремота, жар и марево Дагестана, горючий аромат нефти Каспия. И всё это так чудесно сочетается с прохладой и сочностью граната, винограда и дорогих натуральных тканей, в которые облачены женщины на картинах. Их лица с выражением восточной мудрости, интуитивной, иррациональной, учащейся свободе у птицы, молчанию у рыбы и красоте у цветка. Полотна похожи на фотопортреты давно ушедших в лучший из миров в обрамлении живописи.

Имара будто снимает слои времени, текстурные, тронутые несимметричной красотой огня или посвоему прекрасным рисунком распада материи фотоснимка. Не секрет, что часто уровень вернисажей в городе не дотягивает до материала, на них представленного. В этот раз порадовали и нестандартное экспозиционное решение, вдохновлённое пространством павильона, и атмосфера вкупе с режиссурой. К этому причастен и коллектив Института развития города «Платформа» во главе с Оксаной Шухостановой.

Оригинальная находка — полиграфический квест для детей, разработанный Платформой. Юным посетителям предложили найти на выставленных полотнах вздыбленную лошадь, гранат, птичку, дать свои названия картинам, придумать смайлик с собственной эмоцией от посещения мероприятия. И музыкальное сопровождение с восточным колоритом, и кишмиш, и разрезанный гранат, и медовая пахлава — всё работало на общую концепцию «Рубаи». И как аллюзия на зыбучие пески времени и барханов Дагестана – песок в жаровне для приготовления кофе-по-восточному в джезве.

Все эти яства мог отведать любой желающий. И, кто знает, возможно, аромат кофе раскрыл чьи-то каналы восприятия искусства. В завершение всем гостям было предложено достать из стеклянной чаши крошечные свитки, перевязанные бечёвкой, с рубаи Хайяма. Эта поэтическая игра идеально дополнила арт-проект.

Алёна Мякинина