Нальчик

Джон Кудрявцев: «Окружать могут не только враги»

Пусть забросают меня камнями нальчикские ветераны рок-музыки, но я, честное слово, не знал, что Джон Кудрявцев, лидер известной группы «Отряд Джона в окружении» родом из Нальчика. И группа эта, собственно, в Нальчике и была создана. А узнал случайно из комментария Джона к одному моему посту в соцсети «ВКонтакте». И появилось желание сделать интервью. Джон, который сейчас живёт и творит в Москве, ответил на мои вопросы в сети, а затем ещё душевно пообщались по телефону. Джон предложил перейти на ты.

— Джон, ты родился в Нальчике? А в свидетельстве о рождении какое имя значится?

— Родился в Нальчике в середине 60-х годов прошлого столетия и дали мне имя Игорь по совету моей тёти-литературоведа, которая в тот период писала диссертацию по эпосу «Слово о полку Игореве». Уже будучи студентом первого курса физического факультета КБГУ, получил позывной «Джон». Почему? История умалчивает… Может, потому что всё время о музыке говорил, диски редкие носил – возможно, кому-то вспомнился Джон Леннон?.. Сейчас я уже привык к тому, что я Джон. Здесь в Москве многие мои друзья даже и не знают изначально данного мне имени. Далее готовый инженер-конструктор КБ, поработав несколько лет, оказался в танковых войсках. С конца 80-х и почти до нулевых кем только не пришлось быть: троллейбусным мастером, плиточником, экспедитором бытовой техники, завпроизводством мебельного кооператива… На заводе «Телемеханика» работал, там радиорубка была, так в обеденный перерыв мне давали музыкальную программу вести. Сейчас в Нальчике, кроме той самой тёти и очень дальних родственников, никого нет. Дочка от первого брака Виктория с семьёй тоже решила жить в Москве. Прожив в Нальчике чуть больше четырёх десятков лет, конечно, оставил в памяти воспоминания, связанные с детством, юностью, зрелостью. Их очень много, и это отдельная тема для рассказа. Часто бываю в родном городе…

— А как пришёл к музыке, твой первый музыкальный инструмент?

Весь мой путь проходил с любовью, которую называют Музыка. Была и конкретная деятельность — организация концертов, музыкальных программ, администрирование команд. Некоторые заметки-наблюдения в тетрадке начали оставлять следы ещё в студенческие годы. А в армии на подаренной разбитой гитаре сочинил первые песни. Вот это и был мой первый музыкальный инструмент. Но в группе я не играю, на мне вокал собственных песен. Я автор текстов, насчёт авторства музыки, наверное, громко будет сказано – я напеваю под гитару мелодию, а дальше уже ребята делают профессиональные аранжировки.

— Как родилась группа «Отряд Джона в окружении»? Что значит название, кто эти враги, окружающие отряд?

— Проект больше десяти лет был законсервирован, за исключением редких кухонных выходов для гостей. В 2000-м в Нальчике был собран первый состав группы «Отряд Джона В Окружении». В него вошли: Игорь Клименко (соло-гитара), Артемий Новиков (бас-гитара), Сергей Марковский (ударные), Антон Лисичко (флейта), Сергей Асланов (соло-гитара). И пошла реализация накопившегося потенциала: концерты, записи, альбомы, интервью, журнал-фэнзин «Мимо кассы». Позже вёл на «Русском Радио-Нальчик» авторскую программу; здесь же, с моим товарищем Сашей Антоновым, основали продюсерский центр «Аллигатор». Кстати, Александр до сих пор регулярно проводит фестивали в Нальчике. А что скрыто за названием группы? Считаю, что имею право оставить некий «месседж», загадку. И совсем необязательно «Отряду Джона» быть окружённым врагами, скорее наоборот… На первом этапе в названии группы присутствовал восклицательный знак. 2005-й год прошёл в Пятигорске, в новом составе, в новом «творческом» центре. Вернувшись в Нальчик, решил перебраться в столицу. Сразу после новогодних праздников в 2007-м году окончательно переехал в Москву, в очередной раз собрал музыкантов и… понеслось всё сначала!

— То есть в Москве уже был совсем другой состав?

— Да, но новые музыканты, уже жившие в Москве, между прочим, тоже были выходцами с Северного Кавказа. Могу назвать основной московский состав. Максим Воронкин и Олег Корсунков — оба бас-гитаристы, оба с Владикавказа. Роберт Розомашвили (соло-гитара) из Нальчика – настоящий виртуоз! За ударными Александр Осиновский «Фреш» с Владикавказа, там он диджеем был, передачи на местном ТВ вёл. На первых порах выступали на «разогреве» с группой «Коррозия металла». Я понимал, что Москву сразу не взять, надо поиграть с какой-то известной группой. А с лидером «Коррозии металла» Сергеем Троицким «Пауком» я был знаком. Затем группа отметилась в различных клубах и на площадках Москвы, Подмосковья и ближайших областей, играли тогда много.

— Как бы ты сам определил стиль своей группы, направление?

— Стиль группы со временем тоже кардинально поменялся — от панк-рока плавно перешли во что-то явно другое, возможно, это арт-психоделик. Мне трудно об этом судить, да и нет необходимости выбирать направление и формат. Одним словом — андеграунд. На первом этапе сферой внимания лидера группы была окружающая действительность, а жизнерадостность зашкаливала, тогда музыканты, шутя, говорили о себе: «Мы — эпикурейцы и гедонисты, как в жизни, так и в творчестве. Наша отличительная особенность — игра, пародия и стёб». Немного позже творческое взросление расширило интересы. Время взяло своё! И атмосфера творческого исследования коснулась тем проявления драматизма и противоречия отдельно взятого индивидуума в различном пространственновременном континууме. Отсутствие любовной лирики компенсируется тем, что автор ведёт повествование от своего лица. И личные переживания характеризуют состояние поиска истины из множественности сложных вопросов, на которые не всегда представляется возможность найти единственно верный ответ. Автор тем самым желает дать своей аудитории понять, что реальность приемлет множественность истин. Большое значение придаю тексту, содержанию, а форма уже сама обретается. Рождается некий образ, ключевая фраза и далее всё нарастает на этот скелет музыкальным и поэтическим мясом.

— Возраст у группы уже солидный, сколько всего выпущено альбомов?

— Группе 23-й год и на двадцатилетний юбилей был издан трибьют дружественных ансамблей со своими версиями наших песен. Сейчас в активе тринадцать альбомов, буквально месяц назад появился тринадцатый – «Жертвоприношение». Сейчас выступаем редко, постоянного состава нет. С недавних пор перед концертом обычно приглашаю близких по духу товарищей-музыкантов, знакомых с материалом, с ними и шаманим на сцене… Помогает моя общительность и коммуникабельность, всегда рядом соратники, которых можно пригласить на концерт и во временный состав. Нравится мне привлекать к таким концертам бас-гитариста Владимира Колосова и барабанщика Андрея Мартыненкова («Танцора») группы «Трест».

— Какие российские и зарубежные группы, исполнители тебе нравятся, близки по духу?

— По духу мне близки сибирские музыканты, подкупает их бескомпромиссность, искренность и творческая заряженность, это – «Родина», «Тёплая Трасса», «Инструкция по Выживанию», «ПУТТИ», «Чернозём». Запомнились яркие выступления с Олегом «Манагером» Судаковым — метафизика и драйв на стыке иронии и шаманизма. Олег «Манагер» Судаков — один из последних ярких персонажей сибирского рокандеграунда. Участник многих групп и проектов – «Гражданская Оборона», «Анархия», «Армия Власова», «Коммунизм», «Цыганята и я с Ильича», «Родина», «Манагер & Grenade Surround». В музыке номер один — это «Гражданская Оборона», то, что сделал Егор Летов как музыкант и поэт для меня остаётся совершенно фантастическим! Это явление в отечественном андеграунде! Про зарубежных можно тоже много говорить и писать, я выделю для себя несколько ансамблей, повлиявших на мой музыкальный вкус – «King Crimson», «Van Der Graaf Generator», «Amon Duul II».

— А что это за проект — «Серп и Молот? Это другая группа, отличная от «Отряда…»?

— В этом году с Алексеем Грызловым организовали студийный проект «Серп и Молот», записали дебютный альбом «Утопия». Но поступили предложения и выступить с этим проектом. Вот если «Серп и Молот» — это калейдоскоп абсурда, аллюзии в духе обэриутов (Хармс, Введенский, Заболоцкий и другие), такой соцарт, то альбом «Жертвоприношение» группы «Отряд Джона В Окружении» — это исследования внутренних противоречий и гармонии с окружающими мирами. Кстати, в оформлении альбомов использованы работы замечательного художника из Нальчика Мурата Мисакова. Кроме этого, занимаюсь выпуском сборника актуальной музыки «Не Ждали?! Диверсия!», сейчас уже 12-й выпуск. В сборниках по 18 песен представителей андеграунда, диск коллекционный и выходит ограниченным тиражом на физическом носителе. Недавно появился собственный лейбл «КУ-КУ Рекордс», под маркой которого увидели свет несколько моих альбомов и альбомы товарищей. В этом деле мне активно помогает ещё один нальчанин, музыкант, организатор уникальных концертов, основатель лейбла ЖЭСТ — Амар Абазов.

— У тебя есть семья?

— Уже вторая семья. Первая жена Татьяна, она ушла, к сожалению, из жизни. От неё у меня дочь Виктория, у неё дети Алиса и Данил, так что я уже дед. Вторая жена Елизавета, она филолог, иногда мои тексты редактирует, у нас сын Алексей. Так у меня получилось, что внуки старше сына, а дочка старше супруги.

— Думаю, живёшь не музыкой единой… Какие ещё в жизни увлечения?

— В детстве увлекался футболом, играли двор на двор до темноты. Сейчас нет того единственного клуба, за который болел бы до хрипоты. Конечно, слежу за нальчикским «Спартаком», с удовольствием могу посмотреть на игру грандов, например «Ливерпуль», «Баварию», сборные Германии, Португалии и Бельгии. Но сейчас весь спорт, а футбол, в частности, как самый популярный, стал не просто игрой, а шоу, в котором побеждают деньги. Увлечений хватает — собираю пластинки, книги, марки, монеты… Любимое блюдо? Даже не знаю, так много всего. А кавказская кухня не оставляет шансов держать диету. Когда приезжаю в Нальчик, то не обходится без выпечки — чебуреков, хычинов, пирогов. Люблю сам готовить — борщ, плов, мясное рагу, солянку. Из напитков — чай, квас. Градусы сейчас в моём рационе редки. А читателям газеты «Нальчик» хочу пожелать всегда находиться в гармонии с окружающими людьми и мирами, быть в состоянии вечного поиска истины и прекрасного в разных формах и проявлениях, радоваться жизни и заниматься любимым делом.

Олег Лубан