Нальчик

Герои Великой Отечественной войны братья Шкуновы жили в Нальчике

Новый год к нам, конечно, мчится. Но не только Новый год. Приближается и светлая памятная дата – 80-летие освобождения Нальчика от немецко-фашистских оккупантов. 4 января 1943 года в наш город вошли части Красной Армии, и больше до конца Великой Отечественной войны вражеская нога не ступала на территорию столицы Кабардино-Балкарии.

В преддверии этой знаменательной даты нашу редакцию посетил один очень интересный человек — Владимир Александрович Шкунов, 1939 года рождения. Владимир Шкунов окончил в своё время Таганрогский радиотехнический институт. По распределению был направлен во Фрязино, в закрытый НИИ «Исток», работавший на оборонную промышленность. Затем, защитив диссертацию, молодой кандидат технических наук возглавил научную лабораторию в Москве. Но в годы перестройки для оборонной промышленности настали нелёгкие времена. Научная лаборатория была закрыта.

Владимир Александрович преподавал в одном московском техникуме, стал депутатом Черёмушкинского районного Совета местного самоуправления. А затем, уже в 90-е годы, Владимир Шкунов добился того, чтобы в заброшенном полуразрушенном здании в его московском районе «Тёплый стан» открыли детско-юношеский центр научно-технического творчества. В короткий срок с помощью соответствующих служб удалось привести здание в порядок.

Начали работу различные кружки: авиамодельный, судомодельный, изобразительный, театральный. Этот учебный центр, фактически с нуля созданный Владимиром Шкуновым, и сейчас успешно работает в Москве. Отсюда Владимир Александрович ушёл на пенсию. Несмотря на почтенный возраст, Владимир Шкунов бодр и жизнелюбив, сейчас отдыхает в Нальчике в санатории «Кавказ». Пользуясь случаем, решил посетить редакцию газеты «Нальчик».

Оказывается, в годы войны маленький Владимир, которого тогда звали просто Вовой, жил со своими родными в Нальчике по адресу Степная, 70 (сейчас проспект Ленина). А мужчины его рода в это время сражались с врагами на фронтах Великой Отечественной. И хорошо сражались! Отец Владимира, Александр Алексеевич Шкунов, командир 504-го стрелкового полка 107 стрелковой дивизии, гвардии майор, погиб в бою при наступлении в селении Девица Воронежской области 13 января 1943 года, где была прорвана оборона врага, захвачено около 200 пленных.

Ранее, в декабре 1942 года, Александр Шкунов был награждён орденом Красного знамени. Родной дядя Владимира, Михаил Алексеевич Шкунов, командир 136-го гвардейского стрелкового полка 42-й Прилукской Краснознамённой дивизии 40-й армии Воронежского фронта, гвардии подполковник, был удостоен высокого звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за отвагу, мужество и умелое руководство полком при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки. В этом ожесточенном бою Михаил Шакунов потерял ногу. Михаил Алексеевич умер уже после войны, в 1969 году. А ведь эти отважные и умелые офицеры, командиры стрелковых полков — наши земляки, до войны жившие в Нальчике!

Как рассказал Владимир Александрович, в Нальчик в 20-е годы с Поволжья, где тогда вследствие засухи начался голод, перебрались с детьми его дед Алексей Фёдорович Шкунов и бабушка Дарья Фёдоровна Шкунова. Дед был человеком большой физической силы, работал в Нальчике на строительстве дорог. В частности, участвовал в прокладке автодороги Нальчик-Баксан.

Он всю оставшуюся жизнь прожил в Нальчике, где и похоронен. Бабушку впоследствии Михаил Шкунов перевёз в Краснодар, где поселился сам после войны. Родные братья, Александр и Михаил Шкуновы, оба окончили Владикавказское военное стрелковое училище. Нашёлся, однако, недоброжелатель с прежней малой родины в Саратовской области, который, узнав об успехах семьи Шкуновых, написал донос, в котором рассказал, что один из родственников Шкуновых был раскулачен. (За то, что в хозяйстве кое-какие хорошие инструменты имел). Хода этому доносу не дали, дело замяли. Но старший из братьев, Александр, не поленился съездить к тому самому доносчику и, как бы помягче выразиться, «начистил» ему физиономию. Вследствие случившегося Александр по окончании училища не собирался продолжать военную карьеру.

Его привлекали точные науки, он поступил на физмат в Ростове — на Дону. В университете познакомился с очаровательной девушкой Людмилой, ставшей его женой. В Ростове-на-Дону и родился наш гость – Владимир Александрович. Александр Шкунов работал потом учителем, одновременно был инспектором ГОРОНО. Но в наступающих тревожных событиях стране понадобилась военная специальность Александра Шкунова. В 1939 году началась советско-финская война, Александр был призван на службу. Ученики его школы писали ему на фронт трогательные письма, что они гордятся своим учителем и ждут его возвращения. Но вернуться к мирной профессии Александру было не суждено.

По окончании войны с Финляндией его направили на курсы совершенствования командного состава Красной Армии в Махачкалу. Тогда он перевёз и семью поближе к месту своей учёбы – в Нальчик, к родителям. С началом Великой Отечественной войны в Нальчик перевёз свою семью и брат Александра Михаил. А молодые, но уже опытные офицеры направились на фронт. Воевали, видимо, умело. К 1943 году оба уже были в должности командиров полков. Оба эти полка оказались на Воронежском фронте. У Михаила Шкунова к тому времени за плечами было участие в битве под Москвой.

Это письмо Александр Шкунов написал своему брату Михаилу 6 января 1943 года, через два дня после освобождения Нальчика от оккупантов и за неделю до собственной героической гибели.

«Здравствуй, братишка! Поздравляю тебя с великой радостью – освобождением города Нальчика, т. е. города, где оставались наши родные: отец, мать, сестра и жёны. Правда, не уверены мы с тобой – живы ли они? Но почему бы не улыбнуться нашему счастью?

Миша! Может быть, ты уже кое-что о них знаешь? Ты что-то не отвечаешь на мои письма. Или уж очень занят, гонишь фрицев и их собратьев, или писать забываешь. Миша! Надо находить минуты и что-нибудь черкнуть о себе. Я жив, здоров и полон ненависти к проклятию, пришедшему на нашу священную землю. Да будет окончательно очищена наша Родина от всякой нечисти, и соберёмся мы все родные и подведём итоги проделанной работы за эти горячие денёчки. Пиши, Миша! Обрадуй хоть ты за всех родных. Целую крепко-крепко! Твой брат Саша. 6. 1. 43 г.».

За оставшихся в Нальчике родных Александр Шкунов переживал не зря. Как рассказал нам его сын Владимир Александрович, когда немцы вошли в город, они расклеили листовки, в которых содержались призывы указывать дома, где живут евреи и семьи красных командиров. Все соседи знали, что у Алексея и Дарьи Шкуновых сыновья служат командирами в Красной Армии, что здесь находятся их семьи. Но ни один человек не выдал их!

В памяти Владимира Александровича сохранились некоторые воспоминания о тех грозных днях. Помнит, как при наступлении немцев в саду рыли так называемые «щели» — продолговатые землянки, которые сверху накрывали жердями и перинами для защиты от осколков при возможных бомбёжках. На окраинах города стояли противотанковые «ежи». Помнит, как немцы вошли в город – дед с бабушкой строго-настрого сказали, чтобы на улицу со двора больше не выходил, а то немцы поймают и убьют. Врезалось в память и то, как однажды к ним в дом зашли два немецких офицера, которые, как ни странно, говорили по-русски и попросили дать им граммофонные пластинки. Отдали им все пластинки, с песнями Леонида Утёсова и даже с революционными маршами.

Владимир Александрович рассказал, что его мама Людмила Ивановна очень часто писала письма мужу на фронт. Лишь во время немецкой оккупации Нальчика пришлось сделать вынужденный перерыв. Но после освобождения города начала писать ещё чаще. Она не знала, что эти письма до него уже не дойдут, потом они вернулись обратно. Похоронку на мужа Людмила получила в марте. Бабушка Дарья Фёдоровна при этом известии упала в обморок. А Людмила не хотела верить чёрной вести. Сказала¸ что пока сама не увидит его могилу – не поверит.

Бывали ведь случаи, когда похоронки приходили по ошибке, а «погибший» потом возвращался домой. Но, к сожалению, известие о гибели Александра Шкунова было правдой. После войны Людмила Ивановна вместе с маленьким сыном Володей приехали в селение Девица Воронежской области, где погиб Александр Шкунов, посетили его могилу, возложили цветы. Обстоятельства его гибели описал новый командир полка в письме Людмиле Ивановне: «Ваш муж с горсткой храбрецов в количестве 8 человек выбил немцев с одной высоты и занял её. Его тело мы потом нашли в северной части села». В селении с необычным названием Девица одна из улиц носит имя Александра Шкунова.

В 2003 году в честь 60-летия освобождения села на одном из домов улицы установлена мемориальная табличка. На ней выбиты такие строки: «Улица названа в честь командира полка 107 стрелковой дивизии гвардии майора Шкунова Александра Алексеевича, погибшего при освобождении с. Девица».

Думается, что и мы, нальчане, должны хранить память о настоящих героях Великой Отечественной войны — братьях Михаиле и Александре Шкуновых, имевших непосредственное отношение к нашему родному городу. Здесь, в Нальчике жили их родители, жили они сами, члены их семей. Вечная память нашим землякам–героям!

Олег Лубан