Нальчик

Артхаус по-пацански

16 февраля в Нальчике состоялась премьера дебютного фильма Тины Мастафовой «Тембот». С этого же дня картина стартовала в российском кинопрокате. На презентации присутствовала сама режиссёр и актёры фильма: Марат Таумурзаев, Кантемир Шипшев, Амир Бербеков и др. 

Фильм снят некоммерческим фондом «Пример интонации», художественным руководителем проекта выступил Александр Сокуров, чью режиссёрскую мастерскую в КБГУ Тина окончила в 2015 году. Во многом именно своему мастеру Тина и наследует, прежде всего в выборе темы – о чём говорить и как говорить. «Никаких разговоров о лихости, о кинжалах, бурках, конях, военном мастерстве. Вы будете говорить мне только о любви, близости и добре человеческом», – говорил Сокуров своим ученикам все пять лет обучения. Тине Мастафовой удаётся очень деликатно коснуться всех обозначенных тем, и в то же время создать динамичное полотно, не лишённое юмора и иронии. «Тембот» – это история обычного юноши, который растёт без отца.

Его отчаянное желание занять своё место (и найти его в материнском сердце) проводят молодого человека через целую вереницу испытаний, которые в конечном итоге становятся для него шансом на новое начало. Как говорит режиссёр, это история про путь к свободе и обретение себя. Жанр фильма можно определить как романвоспитание, выполненный в эстетике авторского кино. После окончания мастерской прошло довольно много времени, прежде чем режиссёр взялась за свой полнометражный дебют. Но этот перерыв оказался важным для творческого роста Мастафовой: умение видеть, чувствовать и сопереживать у неё не отнять – это ощущается в каждом кадре, а собственный сценарий позволил подойти вплотную к тем проблемам, о которых режиссёру хотелось сказать больше всего. Итак, в центре повествования заглавный герой, у которого много проблем: мать не любит, отец равнодушен, приятель и несостоявшийся бизнес-партнёр подставил, кредитор названивает. И всё же Темботу удаётся сохранить свой взгляд на мир – незамутнённый, неозлобленный (словно бы в подтверждение этому герой постоянно улыбается).

Помогают ему в этом прежде всего друзья, в кругу которых он чувствует себя в безопасности – здесь не предадут и не подставят. Значительная часть хронометража фильм посвящена поэтизации этого мужского братства (круг друзей и коллеги на каменоломне), в котором принципы взаимопомощи и поддержки не требуют декларации и обсуждения. Получился такой кодекс чести по-пацански, который добавляет сюжету фильма не только теплоты, но и особой динамики. Ещё одна точка опоры в его жизни – это дом тёти в селе, где он получает свою порцию любви и безусловного принятия. Если друзья уравновешивают недостаток мужского внимания в жизни Тембота, то тётя и её семья в какой-то степени компенсируют недостаток материнской нежности. Получается, что Тембот, вроде бы типичный парень из провинции, с туманными перспективами и не до конца осознанным пониманием того, «кем он хочет быть, когда вырастет», всё же уникален этим своим взглядом на мир и отношением к нему, умением ценить людей, находящихся рядом, храбростью смотреть в будущее. Ещё один важный акцент фильма «Тембот» – это его хронотоп, время и место действия.

Усилиями режиссёров-выпускников Сокурова Нальчик уже значительно мифологизировался в контексте современного российского кино. Но Нальчик Тины Мастафовой всё же имеет свой собственный образ: он не такой инфернальный, каким предстаёт в «Тесноте», и не такой хтонический, как в «Мама, я дома». Город, плавящийся в лучах летнего солнца и утомляющий порой неменяющимися пейзажами, он для Мастафовой – это не только провинциальность с налётом южной готики, но ещё и знакомая система координат, в которой возможны истинная дружба и верность себе. В конце концов, не важно, где ты находишься, важно, что ты собой представляешь.

Марина Битокова