Нальчик

«Золотой фонд» живописи — из Нальчика в Ессентуки

19 февраля в Ессентуках в выставочном комплексе «Симпэкс» открылись две выставки, привезённые из Нальчика. Обе экспозиции проводятся по приглашению и при содействии руководителя комплекса Андрея Ивановича Обухова и куратора выставок, издателя Лазаря Георгиевича Берберова. 

Ессентучане и гости города-курорта смогут увидеть репродукции «золотого фонда» Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств имени А.Л. Ткаченко. Это без преувеличения уникальная коллекция картин выдающихся художников XVIII-XIX веков. Из истории первого музея Кабардино-Балкарской республики мы знаем, что эти полотна были переданы ему в 1925-1927 годах из государственных музейных хранилищ Москвы и Ленинграда, Эрмитажа и Русского музея. А в 1960 году — на постоянное хранение в созданный Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств.

Музей даёт справку, что сентиментализм в живописи рубежа XVIII-XIX веков представлен превосходной копией неизвестного автора с семейного портрета «Безбородко с дочерьми» Боровиковского. Здесь же портреты в романтическом стиле 1-й половины XIX века — Кипренского «Дама с розой», Брюллова «Итальянка», Крендовского «Портрет неизвестной». Особая гордость Музея им. Ткаченко – коллекция пейзажей. Пленэрный этюд Щедрина «Мастерская художника. Сорренто», «Закат» Крачковского, «Зимний день» Клевера, морские пейзажи Айвазовского и Дубовского. Полотна художников-баталистов Рубо и Лагорио, побывавших в наших широтах в период Кавказской войны.

Настоящим открытием для посетителей выставки стало наследие Митрофана Алёхина — одного из первых последователей религиозно-философского учения Льва Толстого. После окончания Академии художеств он «ушёл в народ» и был сослан в Нальчик, где прожил с 1895 по 1935 годы. Здесь он работал на земле, занимался пчеловодством, преподавал рисование в школах, писал пейзажи и портреты. В фондах Музея ИЗО КБР около 40 работ этого живописца, основные из них стали частью экспозиции в Ессентуках.

Выставки репродукций весьма востребованы в современном культурном пространстве. И пусть находятся снобы, рассуждающие о том, что нужно любоваться только подлинниками. Подобные вернисажи – идеальный вариант увидеть экспозицию из высококачественных репродукций на холсте и в просветительском смысле, и в качестве затравки для тех, кто пожелает увидеть эти работы когда-нибудь вживую.