На прошлой неделе в павильоне Парка столетия открылась выставка художника из Дагестана Закарьи Закарьяева «Треш-Ток».
Если назвать эти работы скульптурами, то лучше с припиской «необычные». Они напоминают «роботы» южнокорейского художника Нам Джун Пайка, которые создавались в прошлом столетии из телевизионных ящиков, радиоприёмников, катушек с проволокой. Нынче компьютер актуальнее телевизора. И «подручный» материал другой. Закарьяев для своих артобъектов использует комплектующие персонального компьютера – клавиатуру, мышь, плату. В дело идут и кабели, и переходники.
Одним из главных образов экспозиции можно назвать палец. Метафорически это пальцы, которыми современный человек постоянно стучит по клавиатуре или тычет в экран смартфона. В самих же работах Закарьяева – это указательный палец у уголка рта, явно означающий флирт и заигрывание («Портрет современной девушки»), большой палец вверх, означающий «нравится» («Лайкмэн»), обручальное кольцо «Shift» на безымянном пальце («Рука-лицо»), знак Шака («Тебе скучно и одиноко? Позвони мне!»).
Художником не обыгрывается лишь нецензурный средний. Хотя, исходя из названия выставки, следовало начать именно с него. Треш-ток – это же trash-talk, грязная болтовня. Согласно Википедии, «высказывания в адрес соперника, чаще оскорбительного характера, призванные вывести оппонента из равновесия, одна из форм хвастовства или оскорбления в соревновательных ситуациях». Но в представленных работах (а это не только скульптуры, но и графика) иронии больше, чем агрессии.
Последней, можно сказать, вовсе и нет. Даже брутальные образы Химика, Горца, Мистера Никто воспринимаются как что-то своё, родное, не противоборствующее. Всех нас уравнивает одно – зависимость от технологий. Именно над этим приглашает поразмыслить художник. Как устроен человек в эпоху Цифры? Как поменялось его поведение? Поменялось ли вообще? И в этом плане интересны очеловеченные художником фигуры зверей. Льва в костюме, например. Не намёк ли на то, что человек, ушедший в мир виртуальный, недалеко ушёл от мира животных?
В мире людей, как в мире животных, всё ещё правят инстинкты. И любопытно, что каждый пришедший на открытие выставки «Треш-ток» фиксировал это культурное событие и своё участие в нём, и большинство потом транслировало зафиксированное через соцсети. Собственно, над этим явлением отчасти смеётся художник (чего только стоит его девушка-кошка с компьютерной мышкой в области сердца). Но таков современный мир – «если человека нет в соцсетях, то он не существует». И выставку, которую не обсудили в виртуальном мире, можно считать несостоявшейся.
Анна Сереброва