Нальчик

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ОБЛОЖКИ

Точно не скажешь, какие законы человеческой психологии сыграли тут свою роль, но обложку учебника «Адыгэбзэ», с которой на нас смотрит черноокий мальчик в коричневой черкеске, многие помнят и сейчас. Но не многие знают, что для своего времени она была совершенно новаторской. Историю, случившуюся в 1984-м году, рассказал художник Валерий Захохов:

– Изначально это была обложка учебника для детей черкесского зарубежья. Я работал в то время заведующим отделом художественного оформления республиканского издательства «Эльбрус» (сейчас Захохов – директор нальчикской детской художественной школы – прим.). На первом этаже была ассоциация «Родина», она и поныне там. И вот эта организация имела связи с адыгами, проживающими в Иордании, Сирии, Турции и в ряде других стран. Через неё одна из диаспор обратилась с просьбой создать учебник, по которому они могли бы обучать своих детей. Я даже помню приезжал из Иордании такой солидный, по виду учёный человек, имени которого, к сожалению, не помню.

Мы начали работать с большим энтузиазмом. И, можно сказать, получилось многое не «по СанПиНу» (смеётся). Во-первых, мы поменяли формат. Этот учебник, по сути, был букварем, а стандартные буквари тогда были если не квадратные, то почти квадратные. Мы сделали другой, прямоугольный, – наш «Адыгэбзэ» был выше. Впервые использовали модульную сетку (система организации объектов в макете, основанная на колонках, рядах и отступах между ними – прим.), до этого всё распределялось на странице «на взгляд, наугад».

Я сам выпускник Московского полиграфического института, и хотелось тогда показать заграничным людям, что мы тут идём в ногу со временем, знаем, что такое модуль и всякие передовые технологии.

Обложку делал я, а над иллюстрациями в учебнике работал вместе с моим бывшим сокурсником из Москвы Василием Шульженко. И вот Шульженко дал, пожалуй, самую главную подсказку. Расскажу по порядку. Было множество эскизов. Обычно в те времена изображали девочку – среди девочек отличниц обычно больше, они образцовее, с большими бантами, в школьной форме, в белом фартуке. Традиционными также были изображения мальчика с девочкой на торжественной школьной линейке 1 сентября. Но этот учебник не предназначался для школ, им за рубежом пользовались бы либо в семьях, либо в Хасэ, и 1 сентября как дата было для них не столь значимо. Потому отказались от торжественной линейки и от школьной формы, принятой в советских школах.

Актуальнее всего было одеть мальчика в черкеску. Но я и девочку в фащэ (национальном платье) рисовал, и мальчика в черкеске, и с портфелем, и с цветами, самые разные образы получались, и ничто меня самого не удовлетворяло. Но Шульженко, который успел к этому времен подружиться с моим тогда ещё малолетним сыном, на очередном общем собрании сказал: «Валерий! Я не пойму, почему ты столь долгое время находишься в поисках образа! У тебя под боком типичный адыгский мальчик бегает. Посади его и нарисуй!» Так и сделал, посадил сына и нарисовал. Все сочли этот вариант удачным и остановились на нём. А кубики на обложке – это как кирпичи, из которых строится дом. С изучения букв начинается образование, из них «строится» культура. Таков был посыл.

Впоследствии этим учебником некоторое время пользовались и школы республики. И многим он, действительно, запомнился своей обложкой. И мне это, конечно, приятно.

Учебник издавался в далёком 1984-м году, когда ещё в книжной иллюстрации не было понятия компьютерной графики. Валерий Лионович сегодня, смеясь, вспоминает: «Один из первых компьютеров в республике был установлен как раз в издательстве «Эльбрус».

Было это где-то в конце 80-х или начале 90-х. Мы смотрели на этот ящик, как на нечто совершенно инородное, чуждое нашей культуре и нашему миропониманию устройство. Отказывались пользоваться им, возмущались, что за чепуха! Возражали московским специалистам, которые приехали нас учить, как пользоваться им. Считали, что мы мудрее со своими металлическими пластинками. А сейчас не только издательство, но каждый дом невозможно представить без компьютера».

И если через этот компьютер сегодня сделать запрос «Адыгэбзэ» в Яндексе, среди множества картинок в первых рядах поисковая система выдаст изображение того самого черноокого мальчика в черкеске. И можно даже скачать сам учебник в формате PDF.

Мальчик с обложки Мурат Захохов вырос и стал чемпионом России по кёкусинкай, основал в Нальчике спортивный клуб, где тренирует юных спортсменов:

Эту историю можно назвать семейной. Составителями учебника были известный педагог Лёль Куготов и мой дед Леон Захохов. А художник – мой папа. Я помню, как отец рисовал, было множество набросков. Он усердно добивался портретного сходства со мной. После я хвастался перед сверстниками, мол, этот мальчик я! И сейчас, когда где-то вижу эту растиражированную картинку, я с особой теплотой вспоминаю те времена.
Марьяна Кочесокова