Наша собеседница могла бы стать автором мотивационных книг и вести тренинги по тому, как избежать профессионального выгорания. Лидер по натуре, она знает, как собрать и вести команду, устраивать переговоры по душам, ловить веяния времени и не падать духом.
Аксана Георгиевна Карашева – кандидат экономических наук, и.о. директора Дворца творчества детей и молодёжи Минпросвещения КБР, а с недавнего времени и председатель регионального отделения Русского географического общества (РГО) в КБР. Имеет преподавательский стаж, десять лет заведовала кафедрой экономики и менеджмента в туризме КБГУ, там же занимала должность начальника управления по довузовской подготовке и профориентационной работе, являлась советником при ректорате КБГУ по профориентационной работе.
– Аксана Георгиевна, Дворец творчества детей и молодёжи имеет особую историю: это одно из старейших учреждений системы дополнительного образования республики. Есть ли у вас воспоминания из детства, связанные с этим местом?
– Я жила в другом районе города, и рядом в многоэтажке был детский клуб, куда я ходила вместе со сверстниками. В основном клуб удовлетворял наши спортивные интересы. В остальном мы больше были предоставлены сами себе. А вот для сыновей был предусмотрен очень насыщенный кружковый график, дворец они посещали самостоятельно. Младший сын очень тепло отзывается о педагоге по химии – он попал в профильное объединение, так как в школе ощутил необходимость дополнительно поработать с этим предметом. Признаюсь, до моего назначения сюда руководителем я имела меньшее представление о дворце, чем о других образовательных учреждениях города. До этого преподавала в университете, занималась довузовской подготовкой и профориентационной работой, поэтому знаю практически все школы республики. Алгоритм работы в образовательных учреждениях схожий, и потому не могу сказать, что на этом месте всё было мне в новинку. Вместе с Министерством просвещения и науки КБР у нас есть общая основная задача – поддерживать здесь безопасное и комфортное пространство, в котором школьники могли бы творить, работать над собой, проявлять свой потенциал.
Во Дворце творчества детей и молодёжи классная команда педагогов. Это преподаватели, которые способны поставить ребёнка на путь роста, что очень важно. У нас сильные спортивные секции, художественные кружки, большим спросом пользуется программа адаптации к начальной школе. Здесь очень сильные психологи. Развивается техническое направление. Если лет тридцать назад, скажем, для девочек было актуальнее просто научиться красиво вышивать, то сейчас им хочется больше осваивать информационные технологии, заниматься архитектурой. Мы стараемся удовлетворить спрос и в этих направлениях.
– В марте этого года вас также назначили председателем отделения РГО. На этой должности что для вас в приоритете?
– Отделение РГО функционирует у нас с 2010 года. Мы дружны с предыдущим руководителем Мухамедом Кадировичем Кожоковым. Сейчас он член совета регионального отделения РГО, и это человек, который однозначно выступает моим наставником. Председательство в отделении – общественная работа, но для меня она не менее важна, чем работа во дворце. В каких-то моментах она даже более ответственная, потому что придётся отвечать за общее развитие направления работы в целом регионе. А ещё подстёгивает то, что главой попечительского совета нашего отделения является Глава республики Казбек Валерьевич Коков. Эта история про большую ответственность для всех.
Сейчас перед нами встаёт много организационных вопросов. Список членов отделения насчитывает несколько сотен человек, но составлен он давно и требует корректировки. К слову, в этом списке есть люди, переехавшие в другие регионы. Есть люди, которые хотят стать членами общества. И сейчас важно собрать всех заинтересованных, определить вместе основные направления нашей работы, согласовать с попечительским советом и – работать, работать и ещё раз работать. РГО даёт большие возможности в вопросах продвижения региона. А вопрос продвижения, имиджа региона затрагивает практически все сферы жизнедеятельности. В этом заинтересованы и чиновники, и предприниматели, и учёные, и специалисты в сфере туризма…
Надо вовлечь как можно больше молодёжи. У нас есть прекрасный пример того, как Тенгиз Мокаев осуществляет работу возглавляемого им молодёжного клуба «Альтаир» в рамках Российского географического общества. Но для республики этого, конечно же, мало.
Многое можно сделать и в сотрудничестве с Дворцом творчества детей и молодёжи, поскольку пересечений интересов множество. В этом году дворец стал центральной площадкой для проведения географического диктанта по нашей республике. Во дворце есть и Региональный центр детско-юношеского туризма и краеведения, который может стать большой подмогой. Наша основная задача сейчас – транслировать о мероприятиях РГО, участвовать в организации этих мероприятий, вовремя анонсировать, чтобы большее количество детей и молодёжи вовлекалось в наше движение. Это и интересные экспедиции, и возможность участия в профильных сменах РГО в крупнейших детских центрах – «Артеке», «Смене», «Океане» и «Орлёнке». Программы в центрах включают несколько модулей: метеорология, экология, геоэкология, геология и почвоведение, океанология и другие. В рамках профильных смен для ребят проводят кинопоказы, полевые выходы на природные объекты и экскурсии по городам и главным достопримечательностям регионов, рассказывают о жизни и научных достижениях великих географов.
Все молодёжные проекты направлены на углублённое изучение географии, воспитание патриотизма, расширение знаний школьников о деятельности Географического общества. Невозможно научить человека чувствовать природу, любить родной край, если он, будучи ребёнком, во всё это не погружается. Возможно, сегодняшние юные любители краеведения станут в будущем членами РГО.
– Вы, помимо прочего, руководили турагентством. Почему оставили столь перспективное направление?
– Сейчас в силу занятости я не могу себе позволить заниматься и турагентством. Но этот опыт тоже много дал мне. Одно дело – читать лекции о туризме и гостеприимстве, знать в теории многое, другое – познать всё это в деле. Работа в сфере туризма – хорошая практика. Там оттачиваются организаторские способности, начинаешь понимать, с какими проблемами может столкнуться сегодняшний выпускник профильного направления. Ты всегда будешь интересен студенческой аудитории, если являешься и практиком в том числе.
– А есть у вас качества, которые не вырабатывались, а достались, как говорится, от отца и матери?
– Мои родители познакомились в Белоруссии, куда папа был командирован. Он увидел маму, тогда ещё студентку-первокурсницу Минского университета. Встреча была с продолжением, и позднее молодые люди поженились. Мама рискнула поменять один город на совершенно другой. Это был довольно смелый поступок, потому что дело касалось не только смены места жительства, но и попадания в среду с другой культурой и с другой ментальностью. Всё говорит о том, что мама была решительным человеком. Этим я, наверное, в неё пошла. А папа был очень добрым и дипломатичным. Родные говорят, что я на него похожа.
– Вы учились в лицее № 2. Чем привлекала и чем наскучивала школа?
– Я вспоминаю о своей школе, как о лучшей школе на земле. Многие качества закладывались в нас учителями. Нашим классным руководителем была Людмила Михайловна Пешкова, которая сейчас работает директором этого лицея. Я не любила каникулы и всегда очень ждала возвращения в школу. Не могу сказать, что у меня был нелюбимый предмет. Всё зависит от учителя. У нас неинтересных учителей, не способных увлечь, просто не было. Любимые предметы в школе – русский язык, литература, география, труд.
– Что вам нравится и не нравится в современном Нальчике?
– Место, которое дарит ощущение дома, – для человека всегда самый комфортный, самый удобный город. Для меня Нальчик – это родной город. И сколько бы регионов, стран ни объездила, я хочу возвращаться именно сюда. Сказать, что мне что-то совсем не нравится в современном Нальчике или в нальчанах, не могу. Единственное – хотелось бы более щадящей застройки центра города в плане высотности. Не хочется терять лицо города и профиль гор. Уникальное преимущество нашего Нальчика – парк. Достояние, которое надо беречь…
В детстве я очень любила прогулки с одноклассниками по улице Кабардинской. Тогда мы считали, что эти прогулки – лучшее, что с нами может случиться! Кабардинская притягивала ещё и потому, что у нас была возможность увидеть новинки кино в кинотеатре «Победа». Рядом с «Победой» располагалась детская библиотека – одно из любимых мест в моём городе детства.
– Институт развития города «Платформа» как раз на прошлой неделе заявил, что особое внимание их команда в этом году уделит пешеходной части улицы Кабардинской.
– Мне нравится многое из того, что делает «Платформа», их проектам можно позавидовать. Я надеюсь, что и наш дворец сделает что-то в тандеме с этой командой. Тем более, что парк Столетия, мероприятия в котором курирует «Платформа», соседствует с нашим зданием. К тому же у нас есть хороший повод для новых встреч и идей – в этом году отмечается 90-летие системы дополнительного образования в Кабардино-Балкарии. Наш дворец является флагманом в этой системе. И я, конечно, благодарна судьбе, что на мою долю выпал опыт руководства этим учреждением.
Беседовала Марьяна Кочесокова