Нальчик

Нагрудная застёжка как культурный код

Арт-центр Мадины Саральп в очередной раз выступил в авангарде актуальной этнографии и культурологии. На этот раз символический круглый стол посвятили теме «Кавказ в XXI веке. Народный костюм в контексте культурного кода: традиции и современность».

В Нальчик приехали признанные не только в России, но и за её пределами авторитеты в области дизайна, народного костюма, декоративно-прикладного творчества – две петербурженки. Наталья Моисеевна Калашникова – заведующая отделом этнографии восточной, юго-восточной и центральной Европы Российского этнографического музея, доктор культурологии, профессор СПбГУ, СПбГУТД, ГУКИ, заслуженный деятель науки РФ, член Союза художников России, член ИКОМ, член Европейской Текстильной Ассоциации (ETN), эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ – представила публике доклад «Традиционный костюм народов России в собрании Российского этнографического музея».

Марина Алексеевна Блюмин – руководитель отдела новых поступлений Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, член Союза художников РФ, официальный рецензент дипломных работ кафедры «Художественный текстиль» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Штиглица – выступила с интереснейшей темой «Костюм в структуре музейных коллекций Государственного Эрмитажа».

Среди участников и докладчиков оказались личности, известные в профессиональных кругах этнографов и дизайнеров: Нафисет Кидакоева – кандидат искусствоведения, доцент Майкопского государственного технологического университета; Фатима Канокова – заместитель директора института архитектуры, строительства и дизайна по НИР и компьютеризации КБГУ, профессор кафедры «Архитектура и дизайн», доктор искусствоведения, доцент; Светлана Шхалахова – заслуженный деятель искусств РА, преподаватель Адыгейского республиканского колледжа искусств имени У.Х. Тхабисимова; Изольда Гогичаева – заслуженный работник культуры России и Северной Осетии, директор творческой мастерской по изготовлению национальной одежды; Селима Усманова – дизайнер модного дома FIRDAWS из Грозного; Лиза Габарати – художник-модельер из Владикавказа.

Мероприятие получилось разноплановым. Гости из Чечни представили вышивку тончайшей работы «от кутюр». Так, Марина Блюмин даже воскликнула: «Вы обучались в Париже?». Интересную тему, подкреплённую уникальным архивным фотоматериалом, затронула Фатима Канокова – ногайские нагрудники.

Профессор Шхалахова постаралась представить эволюцию театрального костюма, остановившись на самых любопытных точках – от архаичных ритуалов через постановки Благотворительного черкесского общества в 1914 в Екатеринодаре до современности. Нафисет Кидакоева рассказала о трансформации адыгского кафтанчика. Были и другие выступления, обмен мнениями, опытом, знаниями.

И, конечно, хозяйка арт-центра, художник-модельер, директор КБРОО «Институт культурного наследия и развития» Мадина Саральп выступила, как всегда, оригинально и убедительно.

На примере фотографии 1945 года продемонстрировала, как, даже вырезав боковые части, в её мастерской всё же не смогли повторить черкеску, абсолютно идентичную той, что на снимке: «Это говорит о том, что человек, его культурное осмысление жизни, пространства, его способ существования очень сильно изменился. И мы сейчас перебрасываем этот короткий мост в сто лет в начало прошлого века». Наглядно продемонстрировала трансформацию нагрудной застёжки: «Это самая активная часть в женском костюме, которая привлекает наше внимание, помимо того, что мы обращаем внимание на тонкий стан (и мужчины, и женщины). Это равнозначно эталону красоты, а следовательно – дисциплине тела и духа. Человек вне контекста нашей культуры в первую очередь считывает это как кавказский культурный код… Первоначально нагрудные застёжки, затем украшение «нагрудник», манишка и рудиментарность нагрудника. И сегодня, в XXI веке, мы просто используем принт на одежду».

Мадина Саральп перешла от интересной лекции к ещё более интересному эксперименту. Облачила в элементы коллекций своего бренда и брендов дочерей некоторых присутствующих, превратив их тем самым в носителей кавказского культурного кода. И всё это благодаря вариациям одной только детали – знаку нагрудной застёжки.

Алёна Мякинина