Нальчик

Хендмейд – люкс без бренда

Интернет захлестнула мода на хендмейд (с англ. – ручная работа). Сотни сайтов предлагают стратегию развития бизнеса на дому – настоящая находка для творческих молодых мам. «Декретный отпуск» не повод для скуки и безделья. «Зарабатывай с увлечением!» – девиз современных домохозяек.

Предложения о том, что и как можно связать, сшить, нарисовать, сварить и заработать на этом, встречаются на каждом шагу. Десятки интернет-сайтов предлагают свободную площадку для размещения объявлений о продаже рукодельных товаров. Заманчивые предложения о том, что сделано с душой, в единственном экземпляре и/или лично для вас привлекают немало любопытствующих глаз, однако не все становятся клиентами хендмейдеров.
Основные причины – высокая цена за ручной труд и повальное увлечение среднестатистического покупателя модными брендами. Но что такое «бренд», если не хендмейд (во всяком случае, те, что именуются люксом). Их ценность в том, что всё – от тканей до пуговиц – изготавливается вручную. Известная ныне, но начинавшая свой путь через тернии Коко Шанель говорила так: «Вещи ручной работы – это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд».
Тем не менее, платить безызвестному умельцу цену, зачастую равную той, по которой продаются люксовые копии (предпочтительный сейчас термин для обозначения контрафакта), потребитель не готов. Поэтому – если шарфик, то – Hermes, сумочка, непременно – Chanel, джинсы, конечно же, – Giorgio Armani, а обувь, ну как тут без Valentino?
Вот в таких неравных условиях конкуренции с мнимым люксом, а по сути, ширпотребом (товаром широкого потребления) вынуждены творить современные рукодельницы – создатели уникальных вещей. Извилистый путь хендмейдера Аллы Шабазовой начался давно и, как это часто бывает, в период нахождения в «декрете».
– Когда дети начинают ходить в сад, режим работы переходит на «один через два» (неделю работаешь, а две – сидишь на больничном). Кому нужен такой работник? Вот и пришлось задуматься о работе на дому. Тот случай, когда и «волки сыты, и овцы целы, – рассказывает Алла. – Вязание – первое, что пришло в голову, так как работа для меня не новая.
В детстве я помогала маме, которая сама так подрабатывала. В общем, пошла я в Центр занятости со своим бизнес-планом организации вязального мини-цеха на дому. Получила субсидию, купила вязальную машину и начала работать. Продавались мои костюмы хорошо, но труд был очень тяжёлый. Приходилось вязать до 9 часов в день, а потом ещё сшивать, декорировать. А ещё дети, дом. Спать ложилась далеко за полночь.
Для дальнейшей работы надо было расширяться, нанимать работников – такой возможности у меня не было. Сама я уже выбивалась из сил. Вот и решила перейти на чуть менее энергозатратное дело – шитье. Продала вязальную машину, купила швейные и принялась шить платья. Поначалу дело пошло очень хорошо. Я, возможно, этим и занималась бы дальше, но курс доллара резко подскочил, ткани подорожали. По новой цене платья уже не продавались.
Очередная бизнес-идея не заставила себя ждать. Игрушки вязать решила, потому как было интересно попробовать. Первые «блины», конечно, были «комом». Но сейчас я могу точно сказать, что нет такой игрушки, которую я не смогла бы связать. Первый год покупателей было мало. Число клиентов росло вместе с моим мастерством. Основная часть покупателей – это, конечно же, приезжие – разбирают всё в качестве сувениров для близких. Причем не только детей.
К 23 февраля, к примеру, я вяжу танки, тематические куклы (моряк, десантник и т.д.). Девушки разбирают их для своих «половинок». К наступившему году вот навязала много собачек. А вообще есть игрушки, которые популярны независимо от повода, это свинка Пеппа, заяц «Кекс», всевозможные мишки и ёжик из мультфильма «Ёжик в тумане».
Игрушки мои стоят недёшево. Многие начинают спрашивать «почему?», торговаться. Тот, кто не вяжет, не поймет, что пряжа дорогая, труд не из легких. Я весь день стою на рынке, продаю игрушки, а вечером их вяжу. Но не жалею, что занялась этим. На любой другой работе зарабатывала бы те же деньги, но без удовольствия. К тому же, у меня очень дружная семья, которая меня во всём поддерживает. Муж «орудует» на кухне, когда меня нет, а дети (у нас их трое) помогают по дому. Бывает, даже, сами мастерят, старшая дочь иногда вяжет игрушки, а младшие – плетут браслеты.
А вообще у меня есть мечта. Мне хотелось бы как-то организовать наших рукодельниц. Возможно, создать общественную организацию. Хендмейдеров у нас много, но нет возможности выставлять свои работы. Расходные материалы – большая проблема. В городе выбор очень скромный. Приходится куда-то ездить, привозить или заказывать. Было бы хорошо иметь место, где было бы всё: готовые изделия, товары для рукоделия. Место, где можно было бы встречаться, делиться опытом и проводить мастер-классы. Желающих научиться вязать, шить или валять много. Летом, к примеру, я принимала участие в «Городе мастеров». Это проект, организованный республиканской диабетической ассоциацией «Диа-лайф», в рамках которого я занималась с больными детьми. Вязали колобка. Эмоций было море. Надеюсь, сможем продолжить и в наступившем году.
А ёще хочется попробовать новые виды рукоделия. Мне очень нравятся изделия в технике сухое валяние и авторская бижутерия. Но сейчас на это совсем не остаётся времени.
Таира Мамедова