Нальчик

Толпы «ожидающих» у роддома

Наверняка каждый из нас не раз наблюдал толпу у роддома. Понятно, что родные любой роженицы ждут радостной весточки о счастливом разрешении её от бремени, кто-то появляется у родильного отделения больницы аккурат к выписке молодой мамаши и новорожденного. Но приемлемо ли превращать в весёлую «движуху» и карнавал эти традиционно стандартные процедуры, например, посещение пациентки перинатального центра друзьями семьи, близкими родственниками или процесс пеленания новорожденного, а также выписку матери и ребёнка из роддома?

Наблюдая всю эту свистопляску вокруг сугубо узкосемейных событий, каким является рождение ребёнка (всё-таки речь не о рождении наследника трона большой монархии!), невольно начинаешь относиться с ещё большим уважением к традициям наших предков. Несомненно, они любили своих детей не меньше, чем мы своих, хотя никогда не выставляли напоказ свои чувства. Они также никогда не обсуждали открыто вопросы, связанные с предстоящим появлением на свет маленького человечка.
Снохи и невестки свою беременность скрывали от свекрови и других родственников мужа до последнего, пока не становилось невозможным скрывать своё «интересное положение». Это в равной степени касалось и кабардинцев, и балкарцев. Конечно, весть о предстоящем пополнении в семье воспринимали с радостью. Однако сдержанность и скромность не допускали чрезмерно восторженного выражения своих эмоций. То же самое было при появлении на свет ребёнка. Словом, традиции и обычаи наших народов обязывали наших бабушек и дедушек вести себя скромно и с достоинством, переживать и радостные, и горестные явления судьбы внутренне, без выноса их на пуб-лику.
Насколько изменились «правила поведения» наших земляков в наше время? К сожалению, произошедшие перемены большие и не в лучшую сторону. Приведу конкретный случай, очевидцем которого мне пришлось стать. Девушка вышла замуж за подданного другой страны, а рожать первенца вернулась в Нальчик. Можно понять, что ей и новорожденному необходимо принести массу вещей. Но это могли бы сделать один, два, ну, три человека. Ведь толпы «ожидающих» для этого не нужны.
Аккурат к появлению ребёнка на свет к роддому или перинатальному центру приезжают, как правило, муж роженицы в сопровождении своих друзей, родителей, дядь, тёть, двоюродных братьев и сестер троюродных, а также ещё более дальних родственников. Сюда же в обязательном порядке подтянутся и родственники жены, и тоже практически в полном составе (об их поведении чуть позже).
Понятно, представительницы женского пола традиционно относятся с особым пиететом к роженице и её малышу. Что же касается мужчин, то тут всё и смешно, и глупо. Так и хочется крикнуть: «Вы, когда идёте к роддому проведать родственницу или жену друга, думаете о том, уместен или не уместен ваш визит?»
Отдельный пункт: посреди всего этого столпотворения стоит радостный, полный гордости, отец новорожденного, которому тоже в голову не приходит, что такой нарциссизм неприемлем ни по адату, ни по адыгэ хабзэ. А современный, молоденький папаша (язык не поворачивается назвать его кавказским мужчиной) чуть ли не открыто бравирует тем, что он тоже смог, говоря словами наших «бывших братьев» с Незалежной, «зробити хлопчика». Но новоиспечённый отец запросто это себе позволяет. При этом его никто из близких и друзей не осудит. Более того, его будут поощрять и подбадривать.
Насколько это приемлемо, каждый решает сам. Но всё же надо помнить, что идя на поводу у очередной моды или «мейнстрим», стараясь быть современными, мы нередко теряем свои исторические корни и самобытность, обычаи и традиции. Если и дальше так пойдёт, то в скором времени потеряемся и как народ.
«Движуха» вокруг выписки мамы и малыша из роддома требует отдельного разговора. У перинатального отделения собираются опять-таки все мыслимые и немыслимые родственники и друзья. Как правило, они приходят с надутыми шарами, мягкими игрушками, часто сопровождаемые своими детьми. Даже начинается, увы, ставшее уже традиционным распитие спиртных напитков. Всё это в обязательном порядке сопровождается фото- и видеосъемкой. Про селфи можно не говорить.
Между тем никто не отменял обязательность организации традиционного специального празднества по случаю рождения ребёнка (у кабардинцев оно называется гущэхэпхэ, у балкарцев – къурманлыкъ), на которое приглашаются, как правило, все родственники. Это действительно радостное и торжественное мероприятие со всеми необходимыми атрибутами праздника рода. И, казалось бы, вот где надо собираться всей родне и друзьям. Так нет же, видимо, для нынешних «продвинутых» одного праздника недостаточно.
А теперь о совсем грустном. Довольно часто мы слышим печальные истории о том, что той или иной женщине, по семейным, связанным со здоровьем и другим причинам пришлось отказаться от беременности. Или в результате несчастного случая произошло прерывание беременности, или ребёнок родился мёртвым, или настолько слабым, что медики не смогли его спасти.
Можно представить себе состояние женщины, потерявшей своего ребёнка и наблюдающей в окно ваши празднества и ликования. Может, стоит задуматься над тем, что они чувствуют, и поумерить свой пыл.
Хазиз Хавпачев

P.S.: Мы публично гордимся своей историей, зачитываемся рассказами путешественников, которые оставили восторженные отзывы о наших предках. Но при этом очень многим из поведения предков, их традиций и обычаев мы пренебрегаем. Но я надеюсь, что маятник истории качнётся в обратную сторону, а в общественном сознании ценность кодекса поведения наших предков возьмёт верх над сиюминутными «общечеловеческими» трендами.