Нальчик

«Главное для туриста в возрасте: чтобы было, с кого спросить»

Начало августа – разгар отпускного сезона. Долгожданную летнюю побывку многие приберегают на последний месяц лета. Для морского побережья Краснодарского края и ближнего зарубежья – это самый тёплый месяц, чего нельзя сказать о заморских курортах, предлагающих отдых круглый год.

Однако последний вариант доступен не многим. Резкий спад спроса на заграничный отдых вызвал бурю в российской туриндустрии, за которой последовал шквал банкротств. Не выстояли даже старожилы отрасли.
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), количество россиян, отдыхающих за рубежом, в прошлом году сократилось вдвое. Если до девальвации рубля в конце 2014 года доля клиентов компаний, выезжавших за рубеж, составляла 40%, то теперь – около 20%. Причём изменений претерпели средний и бюджетный сегменты, в то время как категория VIP продолжает выезжать за границу в прежнем объёме.
– Турагентства стараются держаться на плаву, – рассказывает менеджер известного в Нальчике турагентства Рамина, – доходы сократились в разы. «Золотые годы» туристического бизнеса пришлись на начало «нулевых» годов. В 2005-2006 годы, когда появились прямые рейсы из Нальчика в Турцию и Египет, туристические агентства переживали, вероятно, самые лучшие времена. Многие туроператоры, работавшие именно в этих направлениях, просто «лопнули», когда чартерные рейсы попали под запрет.
– Что изменилось в бизнесе за последние годы?
– Перед финансовым кризисом 2014 года мы продавали только «загранку», после девальвации рубля появился спрос и на юг России. Сейчас он продолжает набирать популярность. А поездок за границу с каждым годом становится всё меньше и меньше.
Нынешний год для туризма не оказался очень удачным. С людьми работать, в принципе, тяжело, а сейчас клиенты стали особо нервными. Люди уже не могут позволить себе тот отдых, к которому привыкли. Работают и зарабатывают они столько же, а цены на туристические услуги за рубежом (в пересчёте с долларов на рубли) в разы выше.
Ко мне приходят клиенты с 60 тыс. рублей и желанием купить тур на всю семью в Турцию в августе на семь дней. Я объясняю, что это невозможно. При этом, когда я предлагаю за эти же деньги отдохнуть в хорошем отеле с хорошим питанием на юге России, они отвечают, что «наше море столько не стоит».
– Какие направления популярны сейчас?
– В этом году произошёл настоящий «крымский бум». Многие клиенты выбирают именно это направление. Большую популярность приобретает Грузия. Те, кто отдыхал там, спешат вернуться туда снова. Причём года три назад Грузия была ещё не знакома и не изведана. Ещё одно новое направление – Черногория – набирает популярность. У неё большие перспективы. Чистое море, красивая природа, история, вкусная еда. Всё это за сравнительно небольшую цену. Спрос на неё растет.
Направления значительно дороже – Турция, ОАЭ, Тунис, Марокко тоже актуальны. Кстати, объём продаж путёвок по VIP-направлениям не изменился. Те, что привыкли отдыхать на лучших мировых курортах, не изменяют своим привычкам. Кризис коснулся так называемого среднего и эконом-класса, т.е. туристов, кто тратил от 150 долларов и выше в день. Сейчас тот же отдых в рублёвом эквиваленте обойдётся им вдвое дороже. Поэтому некоторым клиентам кажется, что их хотят обмануть, обобрать.
– С какими проблемами может столкнуться человек, желающий приобрести путевку в турагентстве?
– Проблемы чаще всего возникают от недопонимания клиентов. В каждом деле есть свои нюансы. Туристический бизнес – не исключение. Мы знакомим клиента со всеми нюансами, но некоторые люди либо не понимают, либо не хотят вникать в подробности.
Есть, к примеру, такое понятие, как тур или отель «под запрос», т.е. оператор будет делать запрос о наличии такого тура на данный момент или наличие мест в конкретном отеле. И есть вероятность того, что мест на нужную клиенту дату не окажется, и придется искать другие варианты. Или же они есть, но конкретно сейчас они дороже, чем месяцем раньше или позже. Это нормально, разница в цене в одном отеле на один и тот же номер может меняться. К примеру, в июне это 50 тыс. рублей, а в августе 70 тыс. Но клиент в этом видит какой-то подвох, попытку обмануть его.
Бывают проблемы по вине туроператора, который по каким-то причинам заселил клиентов не в тот отель, не тот номер или же вовсе не обеспечил бронь. В таких случаях туроператор обязан забронировать аналогичный или выше по уровню отель. (То есть если турист забронировал «люкс» в пятизвездочном отеле, туроператор не имеет права заселять его в «4-звездочный» отель или номер «эконом»). У меня был схожий случай. И хотя номер, и отель были того же уровня, неприятный осадок остался.
– Вы сами часто путешествуете?
– Не очень. Мне, конечно, приходится по долгу службы ездить в так называемые «рекламные туры». В этом году, к примеру, я была в Турции. Но это работа. За неделю нужно успеть обойти кучу отелей, оценить инфраструктуру, узнать как можно больше об организации отдыха в разных отелях, чтобы потом донести эту информацию до клиентов.
На отдых выделяется один день. Тут особо не разгуляешься. Отдыхать в дорогом отеле за границей я не могу себе позволить. К тому же летом у нас очень много работы. Трудовой день длится 12 часов: с 9 часов утра до 9 часов вечера. Клиенты звонят круглосуточно, и в 6 часов утра, и в полночь. В разгар сезона мы, бывает, отправляем на море до 50 человек в день. Всех их нужно скоординировать, со всеми созвониться, всё разъяснить.
– Получается, ваша работа носит сезонный характер?
– Нет, это не совсем так. Как только закрывается сезон в одном месте, он открывается в другом. К примеру, в ОАЭ туристический сезон начинается с октября. Это очень популярное направление. Несмотря на то, что оно значительно выше среднего уровня, на туры по этой линии часто бывают очень выгодные акции и скидки. К тому же у нас есть круглогодичные экскурсионные туры в Европу. Я, к примеру, в свой отпуск, который будет в октябре, собираюсь поехать по этой программе в Италию.
– Как влияет на работу турфирм популяризация сайтов, позволяющих самостоятельно бронировать отели и авиабилеты?
– Интернет-сайты, конечно, составляют большую конкуренцию турагентствам, но у нас всё это ещё не так популярно, как, к примеру, в Центральной части России. В основном услугами интернет-сайтов пользуются молодые люди. Старшее поколение предпочитает обращаться в турагентства, объясняя это тем, что «в случае чего будет с кого спросить».
Таира Мамедова