Нальчик

Реквием по каблукам

«Каблуки вышли из моды!?» – вопрос, который волнует многих. Причём мужчин среди озадаченной этим злободневным вопросом публики не меньше, чем женщин.

На смену женственным «шпилькам» пришли кроссовки, кеды, дерби, лоферы, челси, бабуши и биркенштоки. Все эти разновидности обуви объединяет одно – комфорт передвижения. В смене ориентации женской моды одни винят вездесущих феминисток, другие – популяризацию здорового образа жизни, третьи – наслаждаются моментом.
Модные дома, славящиеся своими строгими правилами, ломают стереотипы, выпуская коллекции кроссовок haute couture («от кутюр»). Многочисленные блогеры посвящают новомодной обуви свои статьи и снимают видеоролики, обучая женские массы непростому делу – составлению модных сетов (от англ. set – набор, комплект).
«Вышли из моды, и слава богу! Это забота о здоровье ног» – пишут одни. «Каблуки – это классика. Они не могут выйти из моды!» – парируют другие. Некогда журналист и бывший редактор модного журнала, а ныне руководитель собственной школы моды Эвелина Хромченко сказала фразу, ставшую крылатой: «Сошла с каблуков – сошла с дистанции».
По заверению модных блогеров, базовый гардероб любой женщины должен включать несколько пар разносезонной обуви на высоком каблуке, одной из которых непременно должны быть туфли-лодочки. Легендарная обувь, ставшая классикой – неотъемлемый атрибут дресс-кода (англ. dress code – «кодекс одежды») как торжественных мероприятий и выходов в свет, так и деловых встреч, и рабочего пространства крупных фирм.
Одни их боготворят, другие собирают акции протеста. В июне этого года с легкой руки японской феминистки Юми Исикава в социальных сетях появился хэштэг #KuToo (в переводе – я тоже). Главная цель акции – объединить женщин в борьбе против офисного дресс-кода, обязывающего японок приходить на работу в классических лодочках на каблуке. Свои агитационные публикации активистка сопровождает фотографиями, на которых позирует в демократичном образе, дополненном кроссовками. Акцию поддержали тысячи женщин не только в Японии, но и во всем мире.
Тот факт, что движение «против каблуков» берет свое начало в Японии, кажется вполне закономерным явлением в этой стране, учитывая факт многовекового издевательства над женским телом и в первую очередь ногами. Как ни странно, министр здравоохранения Японии выступил против феминистского движения, заявив, что «это не выходит за грань необходимого и уместного на рабочем месте», не упомянув, однако, медицинский аспект дела. При этом он всё-таки признал, что не следует принуждать носить высокие каблуки женщин, имеющих проблемы со здоровьем.
Не в пример главному японскому эскулапу ортопеды всего остального мира заверяют женщин в том, что ежедневное ношение обуви на каблуке выше 3 (!) сантиметров приводит к серьёзным заболеваниям опорно-двигательного аппарата и организма в целом. Среди прочего, хозяйкам «шпилек» грозят воспалительные процессы пищеварительной системы и органов малого таза, остеохондроз, мышечные боли, искривление позвоночника, нарушение кровообращения, плоскостопие, артриты, артрозы, тромбофлебит, варикозное расширение вен и прочие болезни, нередко требующие хирургического вмешательства.
Внушительный лист вышеперечисленных болезней наводит на мысль о том, что в вопросе о «шпильках» впору вводить закон об антикаблучной пропаганде, демонстрирующей все вышеперечисленные болячки на коробках из-под обуви, по примеру антитабачных предупреждений Минздрава. Всё это с одной лишь оговоркой, что каблуки не в пример табаку тот предмет, в котором важна «золотая» середина, так как увлечение модной нынче плоской подошвой вредит здоровью не меньше «шпилек». Для повседневного ношения врачи по-прежнему советуют обувь на небольшом устойчивом каблуке с подъёмом не ниже и не выше 2-3 сантиметров.
Несмотря на увещевания Всемирной организации здравоохранения, каблуками правит скоротечная и цикличная мода. Вопрос о «шпильках» остаётся открытым до тех пор, пока женщины живут по принципу «красота требует жертв», ведь она же и правит миром.
Таира Мамедова

Лалина Саральп, дизайнер:
– Кроссовки и кеды сейчас самая актуальная обувь. Их носят со всем, в том числе и женственными платьями. Я думаю, всё дело в ритме городской жизни, он ускоряется. Женщина с её многозадачностью должна успевать многое, поэтому на смену красивой, но неудобной обуви пришли кроссовки.
Я надевала обувь на высоком каблуке один раз, когда получала диплом о профессиональном образовании. У меня их всего две пары. Держу их на всякий случай, вдруг понадобятся. Большую часть моего гардероба составляют кеды и кроссовки. Это вопрос личных предпочтений, и принуждать женщину носить каблуки неправильно. Во-первых, это тяжело физически, во-вторых – вредно для здоровья.

Анета Танашева, 34 года, работник сферы образования:
– Для меня обувь на высоком каблуке – это необходимость, в первую очередь, в силу своей профессиональной деятельности. У каждой профессии свои особенности. Педагог – пример для учеников и не может себе позволить приходить в школу в неподобающем виде. Я лично запрещаю своим сотрудникам приходить в школу в кроссовках, короткой юбке или джинсах. Для этого есть свободное от работы время.
Мне нравится модная тенденция носить удобную обувь, но, думаю, кроссовки и кеды – это привилегия юности.

Алла Моторова, 29 лет, сотрудник органов внутренних дел:
– Я очень люблю обувь на высоком каблуке и считаю их присутствие в женском гардеробе обязательным, конечно же, при условии, что к этому нет каких-либо медицинских противопоказаний.
У меня на работе всё по уставу, высота каблука должна быть не выше установленных норм. Поэтому чаще ношу строгие закрытые туфли на среднем каблуке. Форменное обмундирование в сочетании с чрезмерно высоким каблуком или же платформой считаю просто неприемлемым.

Марита Хаупа, 62 года, директор музыкальной школы:
– На мой взгляд, туфли на каблуке – это всегда красиво и женственно. Я говорю о каблуке не выше 7-8 сантиметров. Чрезмерно высокие тоже нехорошо, это неудобно, что не может не отражаться на походке.
Вообще у меня, как человека из СССР, понятие о красоте отличается от того, что актуально сейчас. Я за то, что делает женщину женственной и привлекательной. А кроссовки под платье, как это сейчас модно, выдают не тот результат. Но это дело личных предпочтений, и навязывать строгий дресс-код в этом случае неправильно. Хороший сотрудник не должен терять свою ценность из-за несоответствия внешним требованиям.

Альберт Гайдаров, 28 лет, стилист:
– Уверен, что в гардеробе каждой женщины должны быть «шпильки», но с оговоркой, что они должны быть удобными. Я против дресс-кода, требующего ношение обуви на высоком каблуке она должна быть для особых случаев. И мне, кстати, нравится, когда женщины носят кроссовки и другую удобную обувь.

Михаил Сенич, 40 лет, работник СМИ:
– На подиуме это смотрится шикарно, так же хорошо выглядит и на тех девушках, которые умеют их носить. Но есть те, кто не умеет, и смотрится это нелепо. Включать в дресс-код пункт о высоких каблуках негуманно. Как я понимаю, это не самая удобная обувь. Что касается кроссовок, то они уместны в парке на прогулке, в походе, но в качестве повседневной обуви – нет.

Руслан Сурженко, 43 года, спортивный тренер:
– Каблуки хороши для похода в кино, но в качестве повседневной обуви, думаю, это не очень удобно, к тому же, это вредно для здоровья. Мне нравится то, что женщины начали чаще носить кроссовки. Кто сказал, что их можно носить только со спортивной одеждой. По поводу дресс-кода могу сказать одно – это правильно для определенных мест. Не должен человек в сланцах ходить туда, где решаются серьёзные вопросы.