24 февраля в Театре юного зрителя вспоминали Владимира Теуважукова. Для пришедших сыграли одну из его постановок – «Оркестр» Жана Ануя.
Это один из самых стильных спектаклей режиссёра, в котором аккумулировались узнаваемые приметы его творческой манеры — музыкальность, метафоричность, условность, ирония, буффонада. И главное – то щемящее чувство сострадания, жалости к этим нелепым, обыкновенным, слабым, грешным человекам-персонажам и, возможно, через них – к самим себе. «Грустная клоунада» в высоком смысле этого слова была свойственна стилю режиссёра и в драматических постановках.
Владимир Теуважуков всегда ставил перед собой дерзновенные задачи. И пьеса, где шестеро главных героинь-женщин — одна из них, блестяще решённая. Словно предтеча женского стендапа, «Оркестр» рождает в зрителях живой отклик. Не так важен хронотоп пьесы – послевоенная Франция. Потому что мы имеем дело с историей вечной, вне политики и времени. И женские сущности, которые легко делятся на архетипы, или даже типажи, могли существовать и во времена доколумбовой Америки, и в среднерусской полосе в 19 веке, и в Нальчике 2023 года.
Все они одеты в красные платья – цвет страсти, цвет крика о помощи. Но перед зрителем в откровенной красоте предстают все оттенки женской боли, женского величия и женской низости. Некрасивая старая дева, мстящая своей больной матери за то, что так и не познала счастья мужской близости. Ведомая своими инстинктами молодая мать, откупающаяся от собственного ребёнка тряпками и цацками. Пытающаяся разжечь в своём муже огонь взаимности, истосковавшаяся по драме жена. Истерзанная ревностью и осознанием собственного ничтожества любовница, которой уделяется 45 минут плотских утех, тогда как она готова отдать жизнь одному единственному. Все эти женщины мечтают, тоскуют только об одном – о любви. И как полная противоположность их грёзам о надёжном сильном мужском плече – ничтожный, вялый, пассивный, нерешительный, никакущий пианистишко, слепленный женской фантазией «из того, что было». Разумеется, Ануй, один из лучших психологов в европейской драматургии 20 века, неслучайно сделал этого персонажа именно таким, далеко не доминантным самцом.
Ведь женщины так часто влюбляются в ничтожество, возводя его на пьедестал. Но и сам пианист таит свои мечты. Наслаждаться всеми – толстыми и худыми, невинными и опытными, бежав и от слёз любовницы, и от слёз жены в свои фантазии, где он, деспот, владеет женщинами без упрёков и обид – вот иная откровенность и честность. И, конечно, пронзительны размышления о человеке искусства, о «тонкой душевной организации» артиста. Веселить, развлекать, что бы ни происходило, ведь «музыка — это как суп. Он всегда хорош». И даже самоубийство в туалете не может остановить концерт — шоу должно продолжаться.
В спектакле заняты: Татьяна Шурышкина, Зита Кабулова, Алла Белобородова, Зарема Валгасова, Виктория Полещук, Татьяна Карнаухова, Ирина Одинцова, Алим Сибеков, Георгий Налоев.
Когда он работал, с ума можно было сойти…
Спектакль не игрался несколько лет. Артисты ТЮЗа решили возродить его и в память о Теуважукове, и с тем, чтобы играть его на подмостках обновлённого театра, но для более возрастной публики. Не обошлось без фатальных обстоятельств, которые обычно становятся самыми яркими моментами театральных мемуаров. За сутки до вечера памяти одна из актрис – Татьяна Шурышкина – ломает ногу. Экстренно вводится Зита Кабулова, которая, к слову, на показе срывала аплодисменты зрителей не реже, чем остальные сногсшибательные актрисы. Ночные, утренние репетиции до изнеможения. Потому что нельзя отменить. Потому что это Володя Теуважуков… Володенька, Вовка, Володька…
В этот вечер в бывший Танцзал пришла особенная публика, те, кто имели право называть его так – родные, друзья, коллеги. Уже без самого Володи, золотой состав созданного им «Баттерфляя» – Роберт Саральп, Магомед Шакманов, Заур Кячев. Артисты легендарного «Коврика», среди которых Рая Тубаева, Елена Хамидулина, приехавший специально на мероприятие Валерий Маликов и многие другие. Вспомнили и детство Володи, и годы ученичества в цирковой студии Якокутова, и уникальный проект «Баттерфляй». Выступил друг Владимира Теуважукова — актёр, режиссёр Басир Шибзухов: «Этот человек очень большой след оставил в нашей республике, причём во всех театрах. Мажит (Мажит Жангуразов, директор балкарского театра, прим. ред.) в него вцепился и не отпускал.
Все дрались за него, хотели, чтобы он с ними работал. В Кабардинском театре он очень много ставил. Помню, когда он во второй раз взялся за «Автобус», ввёл молодёжь, всех поменял, кроме меня. И вот с этой молодёжью он ссорился страшно.. Я отвёл его, мол, ты прекращай, нельзя так. И вдруг эти пацаны подходят ко мне: «Да пусть, пусть он ругает нас, мы всё равно с ним кайфуем, нам с ним интересно!» Я сам щукинец, вахтанговец. Нас учили, что театр – это кипение, праздник, шампанское, буффонада. И вот Володя в этом смысле был подлинным вахтанговцем, хоть и окончил ГИТИС — лучшую режиссёрскую школу в мире. Он просто фонтанировал, бурлил. Когда он работал, с ума можно было сойти..
Мне его очень не хватает… Да нам всем его очень не хватает». «Хотелось бы, чтобы не было всё так трагично, — продолжил Роберт Саральп. — Мало кто может оставить после себя столько хороших идей, такие спектакли. Все мы смертны, но не всем удаётся успеть столько сделать. Поэтому дай Бог, чтобы ему всё зачлось».
Алёна Мякинина Фото: Магомед Шакманов