Нальчик

От конфеты до ракеты

В этом году отмечается столетие «Союзэкспертизы» Торгово-промышленной палаты РФ. Самое время поговорить с региональными экспертами.

«Экспертиза как направление деятельности у нас появилась задолго до даты основания в 1992 году регионального отделения Торгово-промышленной палаты – говорит председатель ТПП КБР Хасан Гукетлов. – Особым распоряжением Совета министров КБАССР в 1978 году было создано Бюро товарных экспертиз в Нальчике, которое и положило начало экспертизе в республике в целом. На сегодня экспертная деятельность – это одно из основных направлений работы нашей палаты, включающее более десяти видов экспертиз. Наши эксперты имеют многолетний стаж. Каждые три года они проходят курсы повышения квалификации и аттестацию в различных направлениях экспертной деятельности. И можно сказать, что мы имеем безупречную репутацию.

На сегодня у нас больше востребованы эксперты в товароведческий отрасли. Но мы можем принять самые разные заявки. Дело том, что мы – часть большой организации РФ. В России 180 региональных и муниципальных палат. Преимущество этой системы в том, что мы имеем возможность при необходимости обратиться друг к другу для решения практически любого вопроса, касающегося не только экспертизы. Человек может получать услуги, а их около 500, через одно окно. На отдельные виды продукции экспертиза проводится в нашем регионе только в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Краснодаре. Сейчас нередко для получения кредита в банке востребованным бывает технический аудит какого-то сложного оборудования. Кредитор требует обоснование тому, что это оборудование технологически оправдает себя. От заключения эксперта зависит позиция банка – отказ или одобрение.

Сегодня часты и запросы, связанные с преднамеренным банкротством организаций. В связи с развитием параллельного импорта востребована и экспертиза по определению признаков фальсификата, то есть подделки под оригинал».

В отделе экспертизы страны происхождения товаров своя специфика. Сюда, в частности, можно подать заявление на получение сертификата страны происхождения с формированием акта экспертизы на вывозимый товар. Здесь специалисты расскажут о цифровой платформе «Мой экспорт», позволяющей получить всевозможные услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, через личный кабинет. Это удобно, быстро, экономно.

Ближе к народу отдел товароведческой экспертизы. Потребительская экспертиза проще для понимания, и здесь интересных историй полно. «Вот недавно женщина приобрела стиральную машину, которая вышла из строя при первом же включении, – рассказывает эксперт Рита Каболова. – Конечно, она хотела вернуть товар в магазин с претензией. Но магазин провёл свою экспертизу в Пятигорске, и всё свели к ненадлежащей эксплуатации. Женщину обязали сверх оплаты бракованного товара оплатить ещё и стоимость этой экспертизы. Она подала в суд и выиграла его уже с нашим экспертным заключением. Ей вернули стоимость и экспертизы, и стиральной машины, и компенсацию за моральный ущерб».

Экспертизе подвергается, по образному замечанию самих экспертов, всё – от конфеты до ракеты. Но чаще от физлиц в Нальчике поступает запрос на экспертизу обуви. Если есть явный дефект, то товар можно вернуть в течение двух недель. Но скрытый дефект может проявить себя через месяц: например, подошва может отойти, лаковая кожа – дать трещину и т.д. Производственный ли это брак или следствие ненадлежащей носки – разберутся эксперты. Может возникнуть вопрос: а не легче ли купить новую обувь? Дело в том, что экспертизу всегда оплачивает виновная сторона. И вы в случае вашей правоты финансово не пострадаете. Недобросовестной может оказаться любая из сторон – и продавцы (особенно если это частники, а не крупные торговые сети), и покупатели.

Купля-продажа – такая сфера, что может подпортить настроение каждому. Даже в праздник.

«Был случай. Привезли нальчанке 31 декабря вечером кровать с матрасом, – рассказывает заведующая отделом Зурмут Рашидова. – Пятна и разводы есть, а никакой соответствующей упаковки, никаких сопроводительных документов нет, даже инструкции по сборке и эксплуатации. Был только товар и чек. Женщине пришлось пройти три суда. Но благодаря нашим заключениям она смогла вернуть товар. В нашем деле самое приятное – это когда видишь реальную пользу, которую ты приносишь людям. При этом мы не руководствуемся личными симпатиями. Нам важно выяснить истину».

Анна Сереброва